Пожалуй, настоящий Крым начинается именно здесь, на горной дороге вдоль южного берега Черного моря. Извилистый путь сквозь горы и леса с шикарными видами на море и горные долины однозначно стоят вашего внимания, если вы окажетесь на полуострове. Но стоит запастись терпением, чтобы преодолеть все крутые повороты, подъемы и спуски.
Наш горный маршрут начался в Коктебеле. До Алушты эта дорога имеет обозначение 35К-005. Поскольку с утра прошла гроза, начало этой трассы было в переливах, вода прямо с гор стекала на проезжую часть. Но критичной ситуация не была, однако после таких природных явлений в горах могут произойти обвалы и сели.
Само дорожное покрытие на участке от Коктебеля до Судака местами оставляет желать лучшего, попадаются ямы и трещины, а с учетом крутых поворотов обстановка становится опасной. Но большая часть дороги находится в хорошем состоянии, с разметкой и отбойником, которого раньше и вовсе не было. Четыре года назад и само дорожное покрытие здесь было в ужасном состоянии. До Судака дорога в основном утопает в зелени, и горных пейзажей не очень много, зато потом виды сильно меняются.
К слову, на этом участке дороги находится неплохое кафе «Бочка», рекомендуем сюда заехать обязательно и перевести дух в горах, полюбоваться красивыми видами и вкусно поесть. Порции такие большие, что можно наесться одним салатом.
Дорога в Новый Свет
«А сейчас начинается самая красивая дорога в мире», - оповестил меня редактор, а я, вооружившись двумя фотоаппаратами и телефоном, приготовилась увидеть что-то невероятное. Дух у меня захватило, в первые секунды я даже забыла, что нужно фотографировать. С одной стороны горы, с другой - Черное море и обрывы, а ты едешь по узенькой дороге с крутыми поворотами, разъезжаясь со встречными машинами. С каждым поворотом виды становятся всё краше. Поскольку поселок Новый Свет (здесь находится завод шампанских вин) - это тупик, шикарные виды вас ждут и в обратную сторону.
Хоть дорога и очень опасная, местные водители умудряются совершать на ней обгоны. Им, конечно, туристы, которые едут на скорости 20 км/ч и глазеют по сторонам, наверняка поднадоели. Но некоторые путешественники идут по этой дороге пешком, занимая почти половину проезжей части, поскольку никаких обочин здесь нет. И это куда страшнее.
В 2017 году дорогу «Судак - Новый Свет» отремонтировали - восстановили покрытие на нескольких участках общей протяженностью 6,3 км, водопропускные трубы и подпорные стенки.
Алушта - Севастополь
Участок горной дороги от Судака до Алушты может показаться довольно утомительным, но не бойтесь: здесь есть небольшие остановки, где можно передохнуть, а заодно и насладиться природой, а дорожное покрытие весьма хорошее и ровное. Можно только ехать и удивляться, откуда в таких горах в принципе может быть асфальтированная дорога.
После Алушты таких горных серпантинов уже не будет, и дорога для водителя станет проще. Но мы нашли для себя приключение - забрались на машине на гору Ай-Петри, которая находится в Ялте. Табличке, предупреждающей о горном серпантине впереди, мы сперва посмеялись, ведь мы только что по такой дороге проехали, и нам страшным это не показалось. Но этот серпантин оказался еще более крутым и опасным, мы в буквальном смысле разворачивались на 180 градусов, повороты были абсолютно слепыми, для безопасности мы даже «бибикали» перед поворотом.
На навигатор лучше было не смотреть, дорога петляла зигзагами, а конца ей не было видно. Счетчик высоты постепенно полз вверх, как и мы, периодически сглатывая слюну, потому что закладывало уши. Мы ничего не читали про Ай-Петри, и не знали, на какую высоту поднимемся. Когда оказались выше облаков, а высота над уровнем моря составила более 1000 метров, мы обалдели, и боялись смотреть вниз с дороги. Казалось, по такой дороге мало кто будет ездить, но на вершине мы обнаружили даже КАМАЗ (как он вообще туда заехал?!) и строительные площадки, где возводят инфраструктуру.
Назвать виды с Ай-Петри просто живописными будет мало, они захватывающие, тебе по-настоящему страшно, когда смотришь вниз на город и море, понимая, настолько ты высоко находишься. Мы просто молчали и любовались, подрагивая от морозного и сильного ветра. В юбке сюда ехать не стоит, лучше освободите свои руки для фототехники. Вниз ехать было проще и быстрее, хоть и по той же дороге, протяженность которой чуть больше 20 км. Местами мы проезжали сквозь темный лес, на который опустились облака - лучше места для фильмов ужасов не придумаешь.
Как же мы были рады ровной и прямой дороге внизу, до которой весьма быстро домчали до Севастополя. Дорога от Ялты до Севастополя имеет обозначение 35К-002, придраться тут не к чему, трасса в отличном состоянии и с двумя тоннелями. На подъезде к самому городу-герою трасса переходит в добротную четырехполоску с отбойниками и освещением. А наш автопробег не заканчивается.
Краткие итоги 4-го дня автопробега:
· Проехали более 230 км;
· В дороге были около 8 часов с учетом остановок;
· Потратили порядка более 30 л бензина. Учтите, в Крыму бензин стоит дороже, чем на материке - около 45 рублей за литр А-92.
Дарья Кильцова
фото автора