Эту экспедицию мы по разным причинам переносили несколько раз. Несмотря на то, что самая западная, во всех смыслах этого слова, точка нашей страны находится не так уж далеко от Санкт-Петербурга, до того как отправиться в Калининградскую область, мы успели оценить качество российских дорог от Тихого океана до Балтики и от Баренцева до Черного моря. В конечном итоге бывшая восточная Пруссия осталась одним из немногих регионов, дороги которого остались за бортом нашего внимания. Эту-то ситуацию мы и решили исправить, и, несмотря на все сопутствующие сложности, у нас получается.
В отличие от остальных наших экспедиций дорога в Калининград, отделенный от «материка» России территорией нескольких государств Евросоюза, требует особого внимания к деталям на подготовительном этапе. Достаточно напомнить, что, путешествуя на родину Иммануила Канта на автомобиле, вам придется минимум 16 раз пройти пограничный и таможенный контроль. В связи с этим, первое, о чем стоит подумать после формирования экипажа, — наличие загранпаспортов и получение многократных шенгенских виз (с однократным документом покинуть территорию Калининградской области окажется затруднительно). В идеале виза должна соответствовать государству въезда, но подойдет и любой действующий «шенген». Понадобится также медицинская страховка на каждого участника экспедиции и полис страхования автогражданской ответственности, более известный у нас как «зеленая карта». Если вы не являетесь собственником автомобиля, на котором собираетесь пересечь границу Российской Федерации, вам понадобится доверенность с правом управления за пределами страны или договор аренды с той же отметкой. Перед поездкой не лишним будет изучить и таможенные правила тех стран, через которые проходит ваш маршрут. Курильщики, например, будут неприятно удивлены тем фактом, что через границу Эстонии автомобильным транспортом можно ввезти только две пачки сигарет. Убедившись в том, что документы в порядке, прокладываем маршрут и выдвигаемся в путь.
Для россиян есть несколько путей, ведущих в самый молодой регион нашей страны. Поскольку нас, прежде всего, интересуют дороги, опустим самые распространенные авиа и железнодорожные варианты, а также экзотический водный транспорт и сосредоточимся на автомобильном сообщении. Жителям Центральной России, москвичам и всем, чей путь лежит с востока на запад, удобнее пользоваться дорогой через Республику Беларусь и Литву. Нам же из Санкт-Петербурга удобнее воспользоваться маршрутом, который проходит через Псков и Ригу. Учитывая разницу в стоимости топлива и особенности местных ПДД, мы не стали использовать МАПП в Ивангороде и отправились на территорию Евросоюза через Псков. В разгар рабочего дня мы выехали на ЗСД и торжественно объявили о старте самой западной экспедиции «ДорИнфо» в рамках проекта «Атлас федеральных трасс».
Оперативно преодолев циклопические эстакады Западного скоростного диаметра, наш экипаж быстро увяз в трафике Пулковского шоссе. Потолкавшись в слабо ползущем потоке с десяток километров, мы вышли на запланированный график движения. Заторы на этом выезде из Петербурга в настоящее время связаны с активно ведущимися здесь дорожными работами. Местами рабочие организуют реверсивное движение (кое-где даже с использованием мобильных светофоров). Здесь ждать приходится чуть дольше, и образуются весьма протяженные хвосты из фур. Один из последних таких участков попадается на обходе Гатчины, далее дорога относительно свободна. Качество асфальта сильно разнится от участка к участку — если в самом начале состояние радует не так, чтобы очень, то далее попадаются протяженные участки идеального полотна со свежей разметкой. В целом же дорога, пусть и не очень эстетична, но полностью лишена сколь-либо опасных для состояния автомобиля участков. Разрешенную скорость получается уверенно держать даже в условиях проливного дождя, не отвлекаясь на выруливание между отсутствующими ухабами.
До древнего Пскова добрались без приключений и, проехав через центр города, выехали на хорошо сделанную дорогу к МАПП Шумилкино. Прямая как стрела дорога довольно быстро вывела нас к государственной границе, перед которой удобно расположилась заправка. Заправляться стоит под завязку — по ту сторону топливо стоит почти в два раза дороже. На пересечение границы и въезд на территорию ЕС у нас ушли рекордные полчаса. Дорога за кордоном даже слегка разочаровала. Сначала она стала откровенно хуже, чем региональные трассы, по которым мы подъезжали к границе в Псковской области. Потом слегка улучшилась, но до уровня немецкого автобана так ни разу и не дотянула, оставаясь на уровне хорошей российской «регионалки» где-нибудь на Урале. Километров за 30 перед Ригой дорога расширилась до четырех полос, но вскоре плавно втекла в городские улицы. Немного поплутав по незнакомому городу, мы устроились на ночлег в заранее забронированной гостинице с твердым намерением на следующий день добраться до основной цели нашей экспедиции.