С 15 ноября 2015 года в России начнет действовать система взимания платы за проезд по федеральным трассам России с грузовиков массой свыше 12 тонн. В настоящее время тарифы за проезд снижены. Вместе с тем, до 1 мая 2016 года водителей не будут штрафовать в системе «Платон» за пределами Московской области.
Помимо данных послаблений, в Госдуму внесен законопроект о трехлетнем моратории на введение платы для грузовиков. За комментарием по поводу законопроекта портал «ДорИнфо» обратился к заместителю главы Росавтодора Игорю Астахову.
«Да, такой законопроект в Думу внесен. Так как в воскресенье система («Платон» - прим. ред.) вступает в действие, то, если даже за сегодняшний день депутаты примут такое решение, реализовано это решение не будет. Кроме решения Госдумы, документ должен пройти дальше в Совет Федерации, Правительство, к Президенту. Поэтому система начнет действовать, а уже после принятия решения и будет отрабатываться механизм дальнейшего функционирования системы», - прокомментировал Игорь Астахов.
Ранее 11 ноября по всей стране прошли акции водителей большегрузов против введения системы взимания платы за проезд.
Читайте также: Акция протеста дальнобойщиков в Петербурге: скромно, но уверенно
«Акции проходят. Многие перевозчики, как уже сегодня совершенно справедливо отмечалось, не привыкли платить. Дороги всегда были бесплатными. И люди абсолютно точно считают, что так оно и должно быть, так и будет продолжаться. Хотя нужно всем понимать: кто использует дороги - тот и должен оплачивать их существование», - отметил замглавы Росавтодора.
«Сейчас финансирование дорог осуществляется за счет акцизов. В каждом литре топлива какое-то количество средств из стоимости этого литра идет в дорожный фонд. Но основная то доля идет все равно из государственного бюджета. А что такое государственный бюджет? Он формируется из наших с вами карманов, из наших с вами платежей. Но для того, чтобы это действовало более справедливо, необходимо, чтобы тот, кто использует (дороги - прим. ред.), тот и платил», - подчеркнул Игорь Георгиевич.
«Да, владельцы легковых автомобилей платят акцизы с каждого литра, водители грузовых автомобилей тоже платят акциз. Но ущерб, который наносят легковые автомобили и грузовые, он совершенно в разных весовых категориях находится. Для того чтобы более или менее уровнять эту ситуацию, чтобы отрегулировать ущерб, который наносят грузовики, Правительство и установило такой тариф», - рассказал Астахов.
Ранее сообщалось, что ежегодный ущерб, наносимый дорогам большегрузным транспортом, составляет 2,6 трлн рублей. При этом финансирование дорожного ремонта, строительства на всех уровнях в год меньше в разы.
О том, ради чего вводится система взимания платы «Платон», говорилось немало. Помимо того, что сбор платы за проезд даст дополнительные средства, которые будут направлены на ремонт и строительство дорог, помимо выявления грузоперевозчиков, работающих по «серым» схемам, система даст толчок к перераспределению грузов между транспортными путями страны и дальнейшему развитию логистики страны в целом.
«Это же еще один из элементов регулирования государством перевода перевозок грузов с автомобильной дороги на железную дорогу. Это действительно необходимо делать. Потому что у нас очень часто грузовики возят грузы на расстояния две тысячи, три, четыре, пять тысяч километров, что абсолютно ненормально, абсолютно неэффективно. Есть железная дорога, которая сделает это с меньшим ущербом инфраструктуре, и с большей эффективностью. Но так как у нас автомобильные дороги бесплатные - купил грузовик и езди, сколько хочешь. А на железной дороге нужно платить. Поэтому на железную дорогу идут неактивно, а больше используют автомобильную», - отметил Астахов.
«Кроме того, на автомобильной дороге весогабаритные параметры контролируются сейчас, надо признать, не столь эффективно, как должно быть. Мы проводили акцию в сентябре месяце (акция «На дорогу без перегруза» - прим. ред.). И когда владельцы грузовиков, которые ездят по дорогам с перегрузом узнали, что будет такая акция, они ведь просто остановились. Снижение интенсивности при перевозке грузов за эту неделю произошло на 30%. То есть или не догружали, грузили, как положено по весовым нагрузкам на дороги, или просто не работали в этот момент», - рассказал замглавы Росавтодора.
«Государство должно регулировать ситуацию, государство должно заботиться о сохранности государственного имущества. Автомобильные дороги - это государственное имущество. Здесь нужно регулировать, правильно их использовать», - отметил Игорь Георгиевич.
Добавим, согласно последнему постановлению Правительства РФ, в системе взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников до 29 февраля 2016 года действует тариф 1 рубль 53 копейки за 1 км, далее с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года - 3 рубля 6 копеек. Штрафовать водителей не будут до 1 мая 2016 года за пределами Московской области.
Лидия Терехова