В среду, 11 ноября, во многих регионах страны проходили акции протеста водителей большегрузов против введения системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников. В стороне не остались и дальнобойщики Петербурга.
В среду, 11 ноября, во многих регионах страны прошли акции протеста водителей большегрузов против введения системы взимания платы («Платон») за проезд по федеральным трассам с 12-тонников. Санкт-Петербург не остался в стороне. Несколько десятков водителей собрались на севере города в дождливое утро среды, чтобы выразить свое недовольство.
Недалеко от Кольцевой автомобильной дороги (КАД), в районе Парашютной улицы, перед заводом «Nissan» выстроилось несколько большегрузных автомобилей на обочинах вдоль дороги. С одной стороны остановилось шесть грузовиков, с другой - 11. Акция началась в девять утра с пары машин, но постепенно их число увеличивалось. Всего выразить протест пришли несколько десятков водителей.
Помимо общих негативных эмоций, возражений и ультиматумов собравшиеся высказали несколько ключевых требований. Часть водителей выступила за полную отмену системы взимания платы, часть настаивала на организации тестового режима и снижении штрафов, часть - на доработке системы «Платон». Также прозвучало требование прописать в законодательстве обязанность заказчика учитывать при формировании стоимости провозки грузов оплату за проезд по федеральным трассам. Водители обозначили не только свои требования и предложения, но и конкретные, по их мнению, недостатки системы «Платон».
Причины для недовольства
В первую очередь с разных сторон звучат заявления водителей и владельцев транспортных средств о том, что система «Платон» не готова к запуску.
«Я приехал сюда на своем грузовике поддержать акцию протеста. Ничего хорошего введение «Платона» не сулит. Бортовых устройств нет. У меня знакомый находится в офисе «Платона» сейчас, уже порядка 4-5 рабочих дней ходит, чтобы зарегистрировать свой транспорт. Тоже частник. Он проходит регистрацию, но не может получить ключи от личного кабинета. То есть система не работает, по факту - не готова абсолютно», - рассказал один из пришедших на акцию водителей.
В свою очередь оператор Системы «Платон» - «РТ-Инвест Транспортные Системы» - говорит о том, что система готова и после запуска будет функционировать в штатном режиме.
«Система взимания платы готова к запуску. Мы заблаговременно предусмотрели различные каналы регистрации для владельцев транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн. Открыты 138 офисов системы «Платон» по всей стране. Большинство крупных компаний на рынке с автопарком от 50 автомобилей уже зарегистрировались в системе. Также развернута система контроля в соответствии с установленным графиком: 100 автомобилей мобильного контроля и 20 рамных конструкций», - сообщил генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников, его слова приводит пресс-служба ФДА.
Наибольшие опасения у перевозчиков вызывают маршрутные карты. Так, водители отмечают, что на оформление маршрутной карты уйдет какое-то время, а заказ необходимо выполнить оперативно. Кроме того, при использовании маршрутной карты транспортное средство должно передвигаться строго по заданному маршруту, на пути могут оказаться непредвиденные препятствия - пробки, ДТП, ремонт и прочее.
«Если я еду на машине (на большегрузе - прим.ред.), а на маршруте случился катаклизм, авария, обрушение моста или просто дорогу перекопали, я не имею права объехать. Я ушел с маршрута - я получил штраф. А штрафы немалые», - говорит Алексей Долмачев, водитель фуры.
«Вопрос возникает с отклонением от маршрута, потому что на дороге возникают пробки, из-за ДТП, например. На данный момент без «Платона» я могу эту пробку объехать, по факту с введением «Платона» (при использовании маршрутной карты - прим. ред.) я буду стоять в этой пробке, создавать помеху на дороге», - рассказывает другой водитель.
Вместе с тем, для использования системы «Платон» водителям предлагается несколько вариантов оплаты своего пути по федеральным трассам - бортовые устройства, маршрутные карты и недавно разрешенные Правительством РФ «сторонние бортовые устройства». Водителям не обязательно пользоваться маршрутной картой, и в случае с бортовым устройством отклонение от маршрута допустимо.
«Перед началом движения своих транспортных средств пользователи могут выбрать один из двух способов внесения платы: оформление маршрутной карты и установка бесплатного бортового устройства. Кроме того, 10 ноября открылась возможность пополнения лицевого счета пользователя на банковские реквизиты. В ближайшие дни будут доступны все остальные ресурсы для оплаты - личный кабинет и терминалы самообслуживания», - сообщил генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников.
Немало возмущений у водителей вызывает необходимость предоплаты своего пути, отсутствие возможности оплатить пройденный маршрут после. Водители беспокоятся о том, что при поломке транспортного средства или отмене заказа деньги за оплаченный маршрут нельзя будет вернуть.
«Я должен заплатить вперед. При этом клиент может отказаться в любой момент от перевозки, а я деньги уже заплатил. Он не захотел ждать шесть часов, нашел того, кто поедет нелегально, со смытыми номерами или еще что-то, по криминалу, а деньги я заплатил, возможность вернуть эти деньги, доказать, что я не ездил - нет», - высказал свои опасения один из водителей во время акции в Петербурге.
Добавим, согласно Постановлению № 504 оператор обязуется возвращать денежные средства, перечисленные на Лицевой счет и неиспользованные владельцем транспортного средства в установленном порядке.
«Исполнение бюджета идет к новому году. Даже на госконтрактах. Почему «Платон» работает по предоплате?», - возмутился еще один водитель.
Ну и конечно, опасения со стороны водителя звучат по поводу удорожания товаров. Так, по мнению автомобилистов, сперва подорожает топливо, которое также доставляется по федеральным трассам. Далее цену поднимут перевозчики, которые купили подорожавшее топливо, и на нем везут товары с учетом платного проезда по федеральным дорогам. В конечном счете, подорожает готовый продукт.
«Опасаться заметного подорожания потребительских товаров в 2016 году не стоит. В структуре автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции – около 83% - это навалочные материалы», - сообщают в Росавтодоре.
Чего хотят перевозчики?
Четко сформулировать свои желания и прийти к единому мнению перевозчикам несколько сложнее. Немало водителей выразили радикальное требование - отменить систему взимания платы в счет вреда автодорогам от 12-тонников. Еще часть водителей настаивает на бесплатном тестовом режиме ради отладки работы системы, постепенного привыкания всех водителей к использованию системы.
«Мы хотим, чтобы услышали наши логические доводы, что нужно изменить. Мы не говорим, чтобы отменить систему взимания платы, мы говорим - давайте поправочки внесем и сделаем логичной эту систему. (…) В Германии, когда запускали подобную систему много лет назад, два года тестировали ее. А у нас - не успели испечь пирожки, так сказать, и сразу - кушайте. А непонятно они с чем там - с отравленными грибами или нет. Вот в чем вопрос», - рассказал во время акции в Петербурге председатель совета некоммерческого партнерства «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
Кроме того, перевозчики хотят, чтобы на законодательном уровне перенесли на заказчика оплату проезда, и чтобы такая оплата производилась заказчиком заранее.
«Протестировать ее, переложить плату за проезд с перевозчика на заказчика, чтобы заказчик перевозчику также предоплату переводил, как государство сегодня просит. Именно отдельной статьей прописать «плата за дороги». И дальше систему доработать, принять все предложения, которые мы логически вывели, и запустить систему через год», - отметил Матягин.
По поводу тарифов, которые накануне утвердило Правительство РФ, водители отмечают, что понижение не дает тех послаблений на первое время, поскольку штрафы остаются высокими. Добавим, согласно последнему Проставлению Правительства РФ, с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года тариф составит 1 рубля 53 копейки за 1 км федеральной трассы, с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года - 3 рубля 6 копеек за 1 км федеральной трассы.
До запуска Системы взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам остаются буквально считаные дни. Что произойдет 15 ноября, в день запуска? По мнению Матягина, в этот день встанут все стройки, поскольку водители будут доезжать до федеральных трасс и останавливаться, чтобы дальше не двигаться в нарушение, то есть без бортового устройства или маршрутной карты.
«С 15 числа (ноября - прим. ред.) просто перевозчики никуда не поедут, будут стоять, пойдут оформлять бумажки, тогда стройки встанут, продукты не повезутся. Может быть повезутся, но маленькими машинами, но это опять же удорожание. Не повезутся какие-то контейнеры, оборудование на те же федеральные стройки. Встанут все федеральные стройки с 15 числа. Вот к чему приведут необдуманные действия и то, что система нормально не функционирует», - считает Матягин.
«Реальных предпосылок для транспортного коллапса и гиперинфляции, на которых спекулируют отдельные грузоперевозчики - нет. Росавтодор продолжает проводить разъяснительную работу с перевозчиками в отношении их взаимодействия с системой «Платон». Был достигнут компромисс о снижении тарифа. Проведение на трассах акций протеста дальнобойщиков - это последняя попытка отдельных компаний и ассоциаций пойти на шантаж государства», - отмечают в Росавтодоре.
Добавим, по данным СМИ, акции протеста против системы взимания платы за проезд с 12-тонников проходили в Московской области, Томской области, Новосибирской области, Ростовской области, республике Башкортостан, Белгородской области, в Екатеринбурге, Красноярском крае, Рязанской области, Иркутской области и в других регионах страны.
Лидия Терехова, фото автора