На выезде из Петрозаводска (Карелия) наш экипаж неприятно удивило отсутствие обозначений «лежачих полицейских». Не было вообще ничего: ни знаков, ни яркой расцветки, которая выделяет это препятствие на любой дороге и при любой погоде. Некоторые трудности возникли и при пересечении железнодорожных переездов. Ну да ладно, с ними всегда что-нибудь не так...
После выезда из города, как по волшебству, все изъяны закончились. Асфальт выровнялся, появилась разметка, развязка «явила себя» во всей красе. Плавно свернув и тем самым вернувшись на трассу Р-21 (М18) «Кола», мы двинулись в сторону Мурманска.
Поначалу асфальтовое покрытие на федеральной трассе было выше всяческих похвал, но вскоре появились небольшие трещины, которые, правда, заделаны основательно и качественно. Однако по реакции подвески они все равно ощущались. Далее появились несущественные провалы и подъемы.
На 473 километре, достигнув путепровода, наша автоэкспедиция наткнулась на реверсивное движение, организованное в связи с капитальным ремонтом этого сооружения по рядом возведенной насыпи. Несмотря на наличие светофора, водителям самим приходилось регулировать порядок движения, так как оный прибор не работал.
За путепроводом совсем новое покрытие сменилось более старым, появились заплаты. К чести дорожников, поставивших эти заплаты, можно сказать, что колеса на них никак не реагировали, все было сделано очень хорошо. Очень долго мы так и ехали. Любовались природой, каменными холмами вдоль трассы. Неприятно было увидеть исписанные краской камни и целые каменные склоны - так проезжающие мимо обозначают свое присутствие в этих местах. Мы ехали и задавались вопросом: неужели люди специально везут с собой краску только для того, чтобы написать на камнях вдоль дороги свое имя и год пребывания здесь?
На 749-м километре нас подстерегал новый ремонт. Из-за дорожных работ передвигаться на протяжении шести километров пришлось по грунтовому бездорожью. Радовало то, что не было дождя. В непогоду проехать здесь будет нелегко.
Ближе к Мурманску окружающий трассу лесной массив начал заметно редеть, камней стало появляться все больше, и вскоре мы увидели настоящие горы. Дорога стала состоять только из подъемов, спусков и поворотов, что внесло весомое разнообразие в процесс управления автомобилем.
Приезд в Мурманск ознаменовался не знаком, обозначающим начало населенного пункта, а недостроенной развязкой, которая никуда не вела. Так прямо с трассы мы свернули куда-то во двор и только через 300 метров оказались на городской улице.