С начала 2015 года на федеральных трассах России было зафиксировано 20 случаев повреждения автомобильных мостов с участием крупногабаритного и тяжеловесного транспорта, превышающего нормативные показатели. Восстановление каждого из объектов занимает 1,5-2 года и обойдется более чем в 75 млн рублей. Росавтодор провел экстренное межведомственное совещание с представителями Ространснадзора и ГИБДД России для выработки эффективных механизмов борьбы с фурами-разрушителями. Об этом сообщили в пресс-службе ФДА.
В борьбе с нелегальными перевозчиками в Росавтодоре делают ставку на автоматические и передвижные дорожные весы. За три года на федеральных трассах ФДА планирует внедрить 127 пунктов автоматического весового контроля. В перспективе их число будет увеличено до 400 объектов, которые будут установлены через каждые 125 километров (для сравнения: в США функционируют около 900 пунктов).
Пока в России работают 65 стационарных постов весового контроля. Еще 18 автоматических пунктов действуют в тестовом режиме. За 2014 год дорожные весы зафиксировали более 1 млн нарушений установленных нормативов по массе транспортных средств.
В Росавтодоре выделили 17 регионов, которые являются лидерами весового анти-рейтинга. Первое место делят Москва и Краснодарский край – более 5 тысяч нарушений за первое полугодие 2015 года, следом идут Санкт-Петербург, Самарская и Кемеровская области – более 2 тысяч нарушений за аналогичный период.
В Росавтодоре подчеркнули, что появление постов для взвешивания на дорогах вынуждает предприятия устанавливать собственные «весы», проверяющие массу фур на этапе загрузки (еще перед выходом на маршрут). Таким образом, ужесточение контроля на дороге должно стать катализатором для более ответственного отношения самих перевозчиков и предприятий-заказчиков их услуг.
Еще одной эффективной мерой по борьбе с тяжеловесами на колесах, по мнению представителей ФДА, может стать регулярная практика межведомственных проверок на трассах с использованием мобильных передвижных весов. Выборочные рейды на трассах позволят ликвидировать рынок нелегальных перевозок и обеспечить сохранность дорожной сети.
«Порядка 27% грузовиков на федеральных трассах нарушают весовые параметры, а более четверти дорог эксплуатируются с превышением расчетной интенсивности движения и нагрузки. Следовательно, идет их ускоренное разрушение, они требуют постоянного ремонта и обслуживания», - заявил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.
В пресс-службе ФДА отметили, что нелегальная деятельность перевозчиков регулярно приводит к выходу из строя искусственных сооружений (мосты, путепроводы) и преждевременному разрушению дорожного покрытия. На федеральных трассах расположено 5629 автодорожных мостов из которых 13% (721 объект) имеет ограничения по грузоподъемности.
Игорь Астахов рассказал о готовности дорожного ведомства начать передачу данных со своих постов автоматического весового контроля в ГИБДД. Нарушители будут получать «письма счастья» с квитанцией на оплату штрафа. Однако пока одним из сдерживающих факторов полноценного внедрения системы остается необходимость прохождения процедуры сертификации такого оборудования.
Также надзорным органам предстоит решить проблему низкого процента взыскания штрафов (в среднем по стране только 20% от общего числа административных дел). Причина - длительная процедура оспаривания судебных решений, к которой прибегают перевозчики. Проблему эту представители Росавтодора и ГИБДД предлагают решить путем ужесточения мер к компаниям, которые идут на необоснованное оспаривание судебных решений с целью затягивания сроков привлечения их к ответственности. В частности, введением для предпринимателя покрытия всех финансовых издержек в таких тяжбах.
Напомним, что застрявшую на мосту фуру на трассе Р-255 Сибирь в Красноярском крае не могут вытащить уже вторую неделю.