Бюджетное исполнение нацпроекта БКД в 2024 году составило 100 % – аналитики

До нацпроекта довели рекордный объем средств – 744,7 млрд рублей

Бюджетное исполнение нацпроекта БКД в 2024 году составило 100 % – аналитики
Фото: Архив ДорИнфо
Поделиться:

Бюджетное исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» по итогам 2024 года составило 100 %. Об этом сообщает аналитическое агентство Sherpa Group.

Специалисты агентства проанализировали финансирование и освоение средств в рамках реализации национальных проектов в 2024 году. Так, бюджетное исполнение БКД по итогам минувшего года составило 100 %, и такой уровень реализации у нацпроекта уже второй год подряд. В минувшем году на 100 % исполнены пять федеральных проектов в составе БКД из шести. Исключение – проект «Дорожная сеть», который предусматривает работы на региональных и муниципальных трассах, хотя все предыдущие кварталы этот проект лидировал по скорости освоения средств. По итогу года проект профинансировали на 99,9 % (279,5 млрд рублей) от плана.

В 2024 году до нацпроекта БКД довели рекордный объем средств – 744,7 млрд рублей, что на 41,4 % больше, чем в 2023-м. Традиционно в четвертом квартале прошлого года объем вложений увеличили: на 12,5 % или на 83 млрд рублей. «Добавка» в 2024 году оказалась меньше в процентном соотношении, чем в 2023-м (когда было 15,6 %), но больше в фактическом объеме (в 2023-м дополнительно выделили 71 млрд рублей). При этом внутри нацпроекта было перераспределение средств. Двум федеральным проектам в четвертом квартале 2024 года уменьшили плановое финансирование: проекту «Развитие общественного транспорта» – на 34,8 % (до 27,6 млрд рублей), проекту «Безопасность дорожного движения» – на 6,4 % (до 6,6 млрд рублей). При этом федеральному проекту, нацеленному на развитие общественного транспорта, сокращали финансирование и в четвертом квартале 2023 года, но всего на 7,8 %.

«Мы связывали это с неготовностью ряда проектов к финансированию и отсутствием синхронизации между планами государства и частных инвесторов. Сейчас негативное влияние на проекты оказывает высокая ключевая ставка», - отмечается в сообщении аналитического агентства.

Перемены в планах не затронули проект «Автомобильные дороги Минобороны России». А что касается увеличения финансирования, то оно коснулось трех проектов: «Развитие федеральной магистральной сети» (увеличение на 23,3 % - до 425,4 млрд рублей), «Дорожная сеть» (на 6,8 % - до 279,5 млрд рублей) и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (на 1,7 % - до 4,9 млрд рублей).

«Мы полагаем, что в первых двух случаях значительный рост был связан с усилением в периметре нацпроекта роли процессных трат (регулярных расходов, например, на поддержку государственной компании «Автодор»). В пользу этой гипотезы может говорить то, что объем крупных госзакупок в автодорожной сфере в 2024 году был сопоставим с прошлогодним, на него слабо повлияло увеличение расходов на БКД в течение года на 30‑40%», - отмечают аналитики агентства Sherpa Group.

По данным агентства, общий объем расходов на инфраструктурные национальные проекты (БКД и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры) в 2024 году составил 887,4 млрд рублей, что больше на 19,7 % по сравнению с 2023 годом. А всего, по расчетам агентства на основе данных Минфина РФ, в нацпроект БКД за шесть лет реализации (с 2019 по 2024 годы) из федерального бюджета вложено 2,4 трлн рублей. При этом по первоначальному паспорту проекта (на декабрь 2018 года) большую часть средств должны были направлять региональные бюджеты, однако концепцию пересмотрели в 2020 году во время пандемии, после чего объем федерального финансирования мероприятий БКД увеличивался ежегодно.

«Вложения следующих шести лет тоже укладываются в эту логику: основную нагрузку будет нести федеральный бюджет. На нацпроект «Инфраструктура для жизни» в 2025‑2030 годах планируют потратить 11,5 трлн руб., из них 9,6 трлн руб. — средства федерального бюджета. По нашим расчетам, на автодорожную часть придется более 9,2 трлн руб., включая почти 8,4 трлн руб. средств федерального бюджета. Это амбициознее уровня финансирования прошедших шести лет, и, вероятно, помимо наращивания вложений учитывает процессные траты», - отмечают в агентстве Sherpa Group.

В 2025 году на автодорожные работы в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» планируют направить 1,05 трлн рублей – это на 41 % больше фактических расходов в 2024 году и совпадает с темпами роста финансирования БКД относительно 2023-го.

Напомним, в 2024 году завершилась работа нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Всего за шесть лет реализации национального проекта в России построили и отремонтировали 150 тыс. км автодорог. Целевой показатель нацпроекта по приведению в нормативное состояние 50 % региональных трасс перевыполнен: к концу 2024 года в нормативе было 54,8 %. В 105 крупнейших городских агломерациях доля дорог в нормативном состоянии достигла 85 %.

С 2025 года задачи по развитию дорожно-транспортной отрасли будут решаться в рамках новых национальных проектов – «Инфраструктура для жизни» (БКД его часть) и «Эффективная транспортная система». Инфраструктурный нацпроект включает 12 федеральных проектов, в том числе – по развитию автодорог. В рамках его реализации планируется довести долю соответствующих нормативам федеральных трасс, дорог в агломерациях и опорной дорожной сети до 85 %, а региональных дорог – до 60 %.

199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789
Почта: info@dorinfo.ru