В рамках XI Международной специализированной выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге состоялась панельная дискуссия, в ходе которой подвели предварительные итоги национального проекта «Безопасные качественные дороги». Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора.
На старте нацпроекта БКД, в 2019 году, доля улично-дорожной сети городских агломераций в нормативном состоянии составляла 44 %, а к концу 2023 года этот показатель превысил 82,2 %. Доля нормативных региональных трасс увеличилась с 43,6 до 53 %. Всего за шесть лет (с 2019 по 2024 годы) из федерального бюджета на работы по нацпроекту выделено 2,4 трлн рублей, в регионах-участниках за это время отремонтировано, реконструировано и построено 100 тыс. км дорог.
«Сегодня можно говорить однозначно: президентский нацпроект «Безопасные качественные дороги» успешен и наиболее узнаваем, о чем говорят социологические опросы», - отметил министр транспорта РФ Роман Старовойт.
При реализации нацпроекта особое внимание уделено приведению к нормативам дорог, ведущих к социально значимым объектам. За шесть лет в субъектах страны обновили свыше 5 тыс. дорог к образовательным и детским досуговым учреждениям, более 3 тыс. – к медицинским учреждениям и более 2 тыс. участков дорог, ведущих к туристическим местам.
По словам руководителя Росавтодора Романа Новикова, на реализацию мероприятий федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в составе БКД в этом году предусмотрены средства в размере 261,7 млрд рублей, кассовое освоение федеральных средств в рамках федпроекта составляет 227,9 млрд рублей или 87,1 %, в частности, по объектам капитального строительства кассовое освоение превышает 41,5 млрд рублей или 80,2 %.
К концу 2024 года доли автодорог регионального значения и дорожной сети крупнейших городских агломераций в нормативном состоянии достигнут 54 % и 85 % соответственно. По итогам третьего квартала уложено 91 млн кв. метров покрытия из плановых 129 млн, а 15 субъектов полностью завершили работы по устройству дорожной одежды. Кроме того, с начала года в регионах-участниках БКД привели в нормативное состояние 91 тыс. метров искусственных сооружений. На федеральных трассах, подведомственных Росавтодору, построят и реконструируют 385,3 км.
В рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в составе БКД ведутся работы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Соглашения на предоставление трансфертов на данные мероприятия заключены с 56 субъектами страны, работы идут в 62 городских агломерациях. Первого уровня зрелости ИТС (наличия минимальной конфигурации системы, которая может выполнять общие функции) достигли 17 городов. Два города достигли второго уровня, к концу года планируется достижение очередного уровня зрелости ИТС еще двумя городами.
Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, генерал-лейтенант полиции Михаил Черников отметил, что в последние годы нацпроект БКД является основным инструментом, направленным на выполнение задач по повышению безопасности движения и снижению смертности в ДТП. В рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» МВД России совместно с органами власти решали задачи по пяти приоритетным направлениям: обеспечение соблюдения норм и правил на дорогах, развитие нормативно-правового и технического регулирования, повышение требований к уровню профессиональной подготовки водителей, повышение эффективности оказания медицинской помощи пострадавшим в авариях, а также воспитание законопослушного поколения, обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. В результате, в том числе благодаря нацпроекту, число погибших в ДТП сократилось с 19 тыс. в 2017 году до 14,5 тыс. в 2023-м.
«Одна из существенных проблем сегодня – это очаги аварийности, количество которых снижается крайне медленно. Это говорит о необходимости изменения подходов к профилактической работе и смещения акцентов на упреждение появления потенциально аварийно-опасных мест», - подчеркнул Михаил Черников.
Он отметил, что самая эффективная мера – не допускать появления аварийно-опасных участков, своевременно реагировать на сообщения о состоянии проезжей части, отсутствии или износе разметки, знаков, их неправильном применение, плохой уборке снега зимой.
В целом, по словам руководителя Росавтодора, все задачи, поставленные перед дорожниками в начале реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги», будут выполнены.
«В этом году мы завершаем нацпроект, перелистываем одну страницу и открываем новую. Но все наработанные методологические практики, которые мы используем в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», все принципы взаимодействия с соисполнителями наших проектов надо сохранить и приумножить», - подчеркнул Роман Новиков.
Нацпроект БКД с 2025 году получит преемственность в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни». В части транспорта в его состав войдут шесть федеральных проектов: «Развитие федеральной сети», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Развитие общественного транспорта», «Развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла» и «Безопасность дорожного движения».
Что касается дальнейших дорожных планов, министр транспорта РФ напомнил, что в мае 2024 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Согласно документу, к 2030 году в нормативном состоянии должно быть не менее 85 % федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. Кроме того, поставлена задача снизить смертность в ДТП по сравнению с показателем 2023 года в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036-му. Детальные задачи были поставлены ранее в перечне поручений Президента РФ по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, состоявшегося в конце февраля 2024 года. Среди них – строительство к 2030 году не менее 50 автодорожных обходов населенных пунктов и др.
«Мы сейчас закончили формирование проекта бюджета на предстоящие три года и перспективу до 2030 года. Сформированы национальные проекты, и поставленные задачи будут решены в соответствии с нашими планами. Несмотря на все сложности в экономике, мы обеспечены финансированием в полном объеме. Поэтому сегодня, коллеги, для нас это задача номер один», - подчеркнул Роман Старовойт.