Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ утвердить план дорожного строительства на 2023-2027 годы с общим финансированием 13,2 трлн рублей. Программу обсудили на совещании под руководством главы государства 2 июня, стенограмма совещания опубликована на сайте Кремля.
Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин на совещании сообщил, что пятилетний план направлен на опережающее достижение показателей. Эта программа является важной антикризисной мерой, направленной на развитие российской экономики и промышленности в условиях внешнего давления.
В рамках пятилетнего плана будет обеспечено опережающее исполнение показателей по доведению до норматива 85 % дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50 % дорог в регионах. Цель должны достигнуть в 2024 году, однако за счет опережающего финансирования и системной работы показатель будет выполнен в 2023 году, за исключением восьми регионов.
Правительством поставлена задача к 2027 году привести опорную сеть дорог (138 тыс. км: 63 тыс. - федеральные трассы, 75 тыс. - региональные) на 85 % в нормативное состояние.
Подготовленный финансовый план программы сбалансирован. Как сообщил зампредседателя, объекты должны строиться не более 3 лет, самые сложные - не более 5 лет. Стройки должны быть обеспечены финансированием. Если проект масштабный и предусматривает большой срок, то он должен иметь возможность поэтапного запуска, чтобы этап можно было эксплуатировать.
«Безусловно, в рамках программы мы формируем задел и на будущие периоды. У нас есть переходящие объекты, но одна из основных целей - это не допустить долгостроев. Новые объекты предлагаем включать в эту программу только с наличием финансирования либо по прямым указаниям, либо в случае острой необходимости», - добавил Марат Хуснуллин.
В результате реализации пятилетнего плана в России построят и реконструируют более 4 тыс. км дорог, 3 тыс. км - расширят до четырех полос, 110 тыс. км - отремонтируют (в том числе 650 мостов длиной 125 тыс. метров).
В программу включено 46 обходов населенных пунктов, в том числе федеральные обходы Твери, Саратова, Волгограда, Гудермеса, Владикавказа, Набережных Челнов, Саратова. Также планируется завершить региональные обходы Кемерова, Калуги, Липецка, Лобни, Пскова, Калининграда, Астрахани, Майкопа, Тольятти, Перми. «Это дает нам возможность повышать качество жизни в населенных пунктах и дает возможность для дальнейшего развития строительства жилья и создания рабочих мест», - сказал вице-премьер.
В плане учтено развитие внутреннего туризма. Помимо первоочередных задач по разгрузке дорог в Краснодарском крае будет повышена транспортная доступность других туристических кластеров: Домбай, Лагонаки в Адыгее, «Три вулкана» на Камчатке, «Золотое кольцо», курорты Алтайского края и др.
«С Минфином мы договорились, что минимальный объем Федерального дорожного фонда примем на уровне 1 трлн 88 млрд рублей начиная с 2025-го, 2026 и 2027 годы, и программа сбалансирована именно под эту сумму», - сказал зампредседателя.
Власти ожидают, что поступления в дорожный фонд, в том числе от акцизов, будут выше. За счет этого можно будет включить в программу дополнительные объекты, а также при наличии дополнительного финансирования приблизится реализация проектов из плана до 2030 года.
«Общий объем финансирования программы составляет 13 трлн 200 млрд рублей - колоссальная сумма. Из них 5,4 трлн - средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн - региональные. Еще 436 млрд - это деньги Фонда национального благосостояния на проекты, которые вы уже одобрили в конце прошлого года: это М-12 «Казань - Екатеринбург», обход Твери», - сказал вице-премьер.
Марат Хуснуллин доложил Владимиру Путину о работе по стратегическим транспортным коридорам. Сейчас в России активно реализуется проект Запад - Восток, который соединит города Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень. В рамках него формируется скоростной маршрут Москва - Казань - Екатеринбург протяженностью 1,6 тыс. км. Строительство и реконструкция дорог на маршруте будут выполнены за 3,5 года. В результате этого сократится время поездки из Петербурга в Екатеринбург с 30 часов до 17,5. Кроме того, на подходе к трассе М-12 планируется расширить существующие дороги с выходами на границу Казахстана с дальнейшим выходом на Китай общей протяженностью 1,9 тыс. км.
«Мы в рамках пятилетней программы продолжаем работу - продление [маршрута] до Омска, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы с выходом на Монголию и Китай. Мы в первую очередь расширяем там дороги и подъезды к городам, делаем обходы городов, и по мере увеличения транспортного потока можем расширять и существующие дороги», - сказал вице-премьер.
Строительство основного хода М-12 «Москва - Казань» планируют завершить поэтапно в 2023 году, все работы завершат в 2024 году. Также в 2024 году закончат строительство дороги «Казань - Екатеринбург».
Также Марат Хуснуллин напомнил, что в этом году будет завершено строительство Екатеринбургской кольцевой дороги. Большая работа ведется по Московскому транспортному узлу. Дорожники продолжают развитие хорд и вылетных магистралей. Предусмотрено расширение трассы М-8 «Холмогоры» в Подмосковье и далее до Ярославля, с последующим маршрутом на север. В пятилетнем плане также - расширение трассы М-3 «Украина», М-1 «Беларусь». Кроме того, в ближайшие пять лет полностью приведут в порядок трассу М-5 «Урал».
«Всего у нас будет на территории Московского транспортного узла предусмотрено 24 проекта с объемом финансирования более 400 млрд, что очень важно тоже для снятия трафика в данном регионе», - сказал зампредседателя.
Для развития транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области предусмотрено 30 федеральных и региональных проектов, включая Широтную магистраль в Петербурге и начало строительства КАД-2.
Активная работа ведется по формированию коридора Север - Юг. Дорожники строят обход Аксая на трассе М-4 «Дон» в Ростовской области, объект введут досрочно в 2023 году. Кроме того, в 2023 году планируют закончить обход Краснодара и дорогу от Краснодара до Крымского моста и Анапы.
В проекты развития Сочи планируется включить обход Адлера, сейчас ведется его проектирование, ТЭО, рассматривается третья очередь обхода Сочи. По мере появления финансирования будет рассматриваться строительство обходов городов на побережье.
В рамках проекта Север - Юг ведется работа по обходам Махачкалы и Астрахани, они включены в пятилетний план, как и расширение трасс Р-22 «Каспий» и Р-217 «Кавказ». «Сейчас мы смотрим обход Дербента и Хасавюрта. После подтверждения пассажиропотока и грузопотока и необходимости расширения полос внесём в сентябре необходимые поправки в программу», - сказал Марат Хуснуллин.
Правительство продолжает проработку перспективных маршрутов «Меридиана», Юго-Западной хорды. «Сейчас пока приняли решение сделать участок, связанный с обходом Саратова и подъездными дорогами. Это тоже включено в проект, разрабатываем технико-экономическое обоснование», - сказал вице-премьер.
На Дальнем Востоке за «пятилетку» модернизируют почти 700 км федеральных и региональных трасс. Внимание уделяется ремонту сооружений, строительству мостов и путепроводов через БАМ и Транссиб. Нацпроектом БКД предусмотрен ремонт дорог в агломерациях Дальнего Востока с численностью от 20 тыс. человек: 85 % дорог приведут в нормативное состояние к 2030 году.
Владимир Путин одобрил план дорожного строительства на ближайшие 5 лет. «Со своей стороны прошу Правительство утвердить этот план дорожного строительства на ближайшее пятилетие, то есть на 2023-2027 годы. В нем, как мы и говорили только что, нужно определить, обозначить перечень объектов, которые планируется построить, реконструировать или отремонтировать», - сказал президент.
Глава государства попросил уделить особое внимание обеспечению планов в сфере дорожного строительства материалами и техникой, ориентируясь на использование российской продукции, причем ее качество должно отвечать самым высоким стандартам.
Добавим, на совещании президент также отметил, что в текущих условиях темпы дорожных строек необходимо форсировать.