Ученые геолого-географического факультета (ГГФ) Томского государственного университета (ТГУ) изучили изменения климатических характеристик в западной Сибири и влияние этого фактора на транспортную систему. Установлено, что из-за смены климатического периода в последние несколько десятков лет дорожные покрытия могут разрушаться намного быстрее. Об этом в понедельник, 28 февраля, сообщает пресс-служба ТГУ.
Были проанализированы изменения климатических параметров, в том числе те, которые влияют на безопасное функционирование транспорта и сохранность автомобильных дорог, - это средние и экстремальные значения температуры воздуха, характеристики снежного покрова, скорость ветра и другие.
«Последние три десятилетия климат меняется не только на всей планете, но и на территории Сибири. Есть планы по строительству новых дорог и по ремонту старых, но делать это без учёта климата нельзя. Раньше, например, были одни условия эксплуатации зимних дорог - теперь другие. Знать, в каких пределах изменяются климатические характеристики в ближайшие 10 лет, важно», - отметила заведующая кафедрой метеорологии и климатологии ГГФ ТГУ Валентина Горбатенко.
Специалисты установили, что смена климата оказывает как негативное, так и благоприятное воздействие. К благоприятным факторам можно отнести уменьшение ветров и метелей. Вместе с тем ученые заметили, что за последние годы в Томской области снизилась продолжительность залегания снежного покрова: это уменьшает период надежного использования зимников. Еще один негативный фактор - выросшая экстремальность климата.
«Более того, за последние годы средняя суточная температура воздуха сместилась по датам: весной - на более ранние, а осенью - на более поздние сроки. Это означает, что период использования «зимников» сокращается. А, например, на севере Томской области, где актуально строительство новых дорог, увеличились периоды зимней скользкости, что представляет угрозу для автомобилей», - говорится в сообщении пресс-службы ТГУ.
Ученые пришли к выводу, что из-за смены климатических периодов покрытие трасс может разрушаться быстрее, поэтому нужно увеличивать стойкость дорожных покрытий по всему региону. Также специалисты считают, что при дорожном строительстве стоит увеличить сеть регистрации гололедных и изморозевых явлений, что повысит безопасность движения.
Добавим, что научные исследования помогают дорожникам повысить качество российских дорог. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе сейчас исследуют вечную мерзлоту под автодорогами с помощью георадара: это позволит охарактеризовать особенности поведения мерзлоты в регионе и учитывать их в дальнейшем при строительстве трасс.