Министр транспорта РФ Евгений Дитрих рассказал о предварительных результатах реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году. Доклад прозвучал в рамках Правительственного часа в Совете Федерации. Стенограмма выступления министра опубликована на сайте Минтранса РФ в понедельник, 25 ноября.
Правительственный час под руководством председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко был посвящен предварительным итогам реализации нацпректа БКАД. По словам Дитриха, в 2019 году по плану доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии, должна составить 46 %, но по оценкам субъектов данный показатель может составить более 60 %.
«В этом году в 83 субъектах дорожные работы выполняются на более чем 6900 объектах. Часть объектов переходящие на 2020-й год. Таких 1015 штук. Выполнение работ по укладке верхних слоев дорожной одежды закончено на 97 %. Уложено 124 млн квадратных метров из плановых 128 млн. Для наглядности: площадь отремонтированных дорог превышает площадь 80 тыс. хоккейных площадок. Общий процент кассового исполнения на сегодня по всем субъектам составляет 83,3 %. Это более 90 млрд рублей из 111,2 млрд рублей», - сообщил Евгений Дитрих.
В бюджеты субъектов до конца 2019 года из федеральной казны поступят 14,7 млрд рублей в виде иных межбюджетных трансфертов.
Также в рамках доклада глава Минтранса рассказал о регионах, которые лидируют по выполнению всех работ, включая финишную укладку асфальтобетона. Такими стали Белгородская, Самарская, Пензенская, Томская, Новгородская, Мурманская, Ивановская области, Удмуртская и Чеченская Республики. В целом все работы по федеральному проекту «Дорожная сеть», входящему в БКАД, завершились или находятся на финальной стадии в 70 субъектах. Около 90 % запланированных работ выполнено в семи регионах и только в шести субъектах этот показатель составляет менее 80 %. Данные регионы остаются в красной зоне, Минтранс проводит с ними индивидуальную работу.
Евгений Дитрих сообщил, что также в рамках нацпроекта ведутся работы по 18 капиталоемким мероприятиям, по 15 из них заключены контракты и развернуты работы.
«В Самарской области идет реконструкция автодороги Тольятти-Ягодное. Строятся Западный обход Иваново, Восточный обход Тулы и обход Рузаевки в Мордовии. Ведется реконструкция мостов через Десну в Брянске и реку Белая в Уфе. В Кургане реконструируется аварийный путепровод по проспекту Машиностроителей, в Иркутске - путепровод на Джамбула. При этом есть объекты, по которые контракты пока еще не заключены - в Орловской и Нижегородской областях. А по Еврейской автономной области вынуждены констатировать, что работы по мосту через реку Бира в этом году не начнутся», - рассказал министр.
Главы субъектов проинформированы, что рассмотрение вопросов дополнительного финансирования в будущем будет зависеть от выполненного объема работ и достигнутых целевых показателей в 2019 году. По словам Дитриха, в настоящее время причины отставания от плана выясняются. В большинстве случаев отставание связано с недостаточным уровнем квалификации специалистов региональных проектных команд и подрядных организаций.
При этом глава Минтранса отметил, что не все регионы смогли организовать загрузку достоверной информации в систему «Эталон», которая позволяет детально разобраться в этапах планирования и выполнения работ, отследить проблемные объекты и контролировать работу подрядчиков. «До сих пор ряд субъектов вносит её несвоевременно или некорректно. <…> Вместе с тем, несмотря на отставание некоторых субъектов, показатели национального проекта в целом по стране в 2019 году будут безусловно выполнены, а по ряду позиций мы улучшим показатели по сравнению с первоначальным планом», - сообщил глава Минтранса.
Что касается 2020 года, то на данный момент регионы уже заключили контракты по 966 объектам. Цель - до конца года иметь не менее 60 % законтрактованных объемов будущего года. До марта субъектам нужно провести торги по всем объектам.
В рамках второго федпроекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», входящего в БКАД, с опережением выполняется задача по созданию реестра новых и наилучших технологий и материалов. Прототип реестра создан и функционирует. Доля заключенных в 2019 году контрактов с использованием новых технологий составляет 43 %, при плановом целевом показателе 10 %. В ходе второго этапа по созданию реестра включается более 200 новых актуальных технологий выполнения дорожных работ, 300 включат до конца текущего года.
Кроме того, в 2019 году перевыполнена задача по установке камер фотовидеофиксации нарушений ПДД. При плане в 9 тыс. камер установлено почти 12,5 тыс. устройств.
Важной темой этого года стало внедрение маршрутного принципа выполнения дорожных работ. «Работаем по системе: начал участок - в следующем году продолжи его, доделай улицу целиком», - сказал министр. Также осуществляется переход на уровень межсубъектного планирования. Это необходимо для того, чтобы отремонтированная дорога, проходящая через несколько регионов, не заканчивалась на границе одного из субъектов. Данные принципы будут заложены в региональные программы работ на будущий год.
По БКАД также реализуется федпроект «Безопасность дорожного движения». «По итогам 10 месяцев на 3,5 % снизилось количество дорожно-транспортных происшествий. Число раненых снизилось на 2,9 %. На 9,4 % снизилось число погибших», - сообщил министр.
В то же время ситуация с аварийностью ухудшилась в 35 регионах. Субъектам в 2020 году необходимо обратить особое внимание на реализацию инженерно-технических мероприятий по повышению безопасности движения пешеходов, контролю скорости транспорта, предупреждение столкновений авто и их опрокидываний. Росавтодор совместно с регионами разрабатывает план по установке барьерных ограждений на трех- и четырехполосных участках трасс. Кроме того, регионы должны предусмотреть работы по увеличению протяженности участков дорог, оборудованных освещением.
Кроме того, Евгений Дитрих доложил о проекте Программы ремонта и строительства искусственных сооружений на региональных и местных дорогах. К реализации заявлено более 3,9 тыс. аварийных и предаварийных искусственных сооружений. Потребность в их финансировании составляет свыше 370 млрд рублей. На 486 путепроводов через ж/д пути требуется более 340 млрд рублей, на крупные и важные для транспортного каркаса страны новые мостовые переходы в 21 субъекте РФ - 415 млрд рублей.