Из Майкопа экипаж автопробега «Атлас федеральных трасс» проехал через Лабинск и Элисту, объехав Ставрополь.
Обе трассы достаточно ровные по качеству – без каких-либо особо аварийных участков. Средняя оценка для них – четверка, переходящая на некоторых участках в пятерку. Из столицы Адыгеи мы выехали на Подъезд к Майкопу (по трассе Р-217 «Кавказ») в сторону Лабинска. Дорога то на пять, то на четыре балла до самого Лабинска. По пути встречаются участки то со свежеуложенным асфальтом, то с более старым покрытием в заплатах и неровностях.
На 31 км размещено предупреждение об оползневых явлениях на 72-69 км. А вот с 33 км идет около 500 метров щебеночного покрытия. Хотя, конечно, с Шаумянским перевалом, который мы проехали накануне, это не сравнится. Заправки есть. По дороге можно прикупить нутрий и кроликов. Горный пейзаж сменяется равнинным, степным.
На выезде из Лабинска трасса Р-217 «Кавказ» протяженностью в несколько километров даже претендует на шестерку. Но уже с 73 км ее качество ухудшается: сначала до 5 баллов, а на 84 км можно поставить лишь три балла. Слишком много заплаток и ям. На дороге идет ремонт. Планово-предупредительные работы проводят на мосту через реку Кубань. Отрезки то с большим, то с меньшим количеством заплаток чередуются до населенного пункта Извещательный. Соответственно, оценки от пяти до четырех баллов.
На выезде из Извещательного дежурит полиция. Пост ГИБДД также есть на выезде из населенного пункта Польский.
На съезде на обход Ставрополя в районе населенного пункта Татарка автодорога М-29 «Кавказ» переходит в трассу А-154 (Р-216). На пути к Элисте количество заплаток увеличивается, качество участков мы оценивали то на 5, то на 4 балла. На дороге полным ходом идет ремонт, на некоторых отрезках укладывают асфальт. На 60 км есть отрезок - около 500 метров - с идеальной дорогой на высшую оценку. На 117 км нарушителей поджидает дорожная полиция. Пост ГИБДД и перед въездом в населенный пункт Дивное.
При пересечении административной границы с республикой Калмыкия - крупный стационарный пост полиции. Качество дороги повышается с четырех до пяти баллов. Вдоль дороги на полях все чаще встречаются овцы и коровы, а также низко летающие вороны, так и норовящие броситься вам под колеса или на лобовое стекло. Стоит быть осторожным. К примеру, на 185 км из-за сбитой овцы на дороге образовалась небольшая пробка, пока мертвое животное не утащили с проезжей части. Заправки на пути встречаются редко, причем очень примитивные.
На выезде из Элисты много участков ремонта и капремонта. Так, ремонт идет с 282 по 294 км. Капремонт проходит с 252 по 259 км. На время работ оборудована объездная дорога со щебеночным покрытием с «расклинцовкой». Участок, на котором проходит капремонт, уже закрыт. Нам разрешили проехать по отрезку, который сейчас готовят к ремонту.
В среднем, до Астрахани качество дороги А-154 можно оценить на пять баллов. До 500 км редко встречаются заплатки, на дороге отбойники и столбики со световозвращателями. В вечернее время ехать довольно безопасно. Где-то с 500 км чередуются отрезки со свежим полотном длиной по 30-50 метров с более старым покрытием на 4-5 баллов (в зависимости от количества заплаток). Заправки и туалеты здесь такая же редкость, как снег в Африке. Ближе к Астрахани заправки появляются, но туалетов на многих из них по-прежнему нет.
Дальше движемся на Волгоград и Тамбов.
Фотоотчет о поездке смотрите в галерее.