Об «умной дороге» и принятой Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотников – в материале «ДорИнфо»

В мае был запущен пилотный проект «умной дороги» на Московском шоссе в Самаре. О том, что такая дорога представляет собой, а также о Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотников, которую утвердили этой весной, - читайте в материале портала «ДорИнфо».

Какова обстановка с беспилотниками в России на сегодняшний день?

За комментарием по этому вопросу мы обратились в НП «ГЛОНАСС». (Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» - федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности). В пресс-службе нам рассказали, что сейчас в России тестируется порядка 100 машин. Возможность проведения тестирования беспилотников при этом существует на территории 13 регионов.

В конце весны был запущен пилотный проект «умной дороги» в Самаре. Речь идет об участке на Московском шоссе, который оснастили специальным оборудованием. «Мы отрабатываем сценарии пропуска машин экстренной помощи, открытия люка, ведения работ, приоритетного проезда общественного транспорта», - пояснили «ДорИнфо» в НП «ГЛОНАСС».

По данным пресс-службы, пока речь идет о внедрении новой технологии в Самарской области, но в перспективе такие дороги появятся во многих российских регионах. Это первый опыт, когда беспилотные автомобили смогут двигаться по дорогам, отталкиваясь не только от своего технического зрения, но также от данных, полученных от инфраструктуры и других транспортных средств. «Умная дорога» сможет передавать автомобилю информацию о трафике, состоянии покрытия, наличии пешеходных переходов, приближении скорой помощи и иные данные с помощью высокоскоростной связи V2X.

В НП «ГЛОНАСС» также рассказали, что работа в этом направлении ведется с 20 субъектами страны, среди которых Тамбов, Самара, Волгоград и другие. При этом выбор обусловлен заинтересованностью местных властей.

Читайте также: Дороги в России будут «умнеть» 

Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотников

В НП «ГЛОНАСС» высоко оценили перспективы развития беспилотников в нашей стране, а также отдельно отметили роль понятийного аппарата, обозначенного в Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотников.

Итак, Концепция, разработанная Министерством транспорта РФ совместно с Минпромторгом РФ при участии заинтересованных ведомств, организаций и представителей экспертного сообщества, была утверждена весной этого года. Как отмечают в пресс-службе Минтранса РФ, создание интеллектуальных транспортных систем и выработка подходов к обустройству дорожно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей движение беспилотников, предусмотрены национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Принятие концепции открывает возможности для разработки законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию использования высокоавтоматизированных, в том числе беспилотных транспортных средств.

Из текста опубликованной Концепции также следует, что она разработана в целях повышения безопасности движения и создания безопасной транспортной среды путем снижения роли человеческого фактора и влияния ошибок, совершаемых водителями. А также - для повышения качества жизни граждан путем всестороннего удовлетворения потребностей в транспортной мобильности, развития, связанного с ней рынка услуг, создания комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями, улучшения экологической ситуации.

Концепция направлена на создание условий для ускорения развития дорожно-транспортной инфраструктуры и беспилотных машин с учетом существующих нормативных актов и необходимости разработки новых регулятивных положений. Как отмечается в документе, уже сейчас существуют машины, способные двигаться в беспилотном режиме, при этом действующая нормативная база не позволяет однозначно определить для них правила безопасности.

Отметим, что в документе описаны требования к дорожно-транспортной инфраструктуре для обеспечения движения высокоавтоматизированных ТС. К ним относят наличие интеллектуальной транспортной системы, наличие в составе такой системы сервисной платформы для взаимодействия ТС с любыми объектами, которые могут повлиять на машину. Также в перечень предъявляемых требований вошли такие пункты, как наличие цифровой модели дороги на основе высокоточных цифровых динамических дорожных карт, устойчивое покрытие дороги высокоскоростными каналами связи и др.

Договориться о понятиях

Если говорить об упомянутом выше понятийном аппарате, то в Концепции подробно прописаны основные термины и определения. В общей сложности их порядка 30, стоит остановиться на некоторых из них.

Цифровая модель дороги - часть интеллектуальной транспортной системы, обеспечивающая ситуационное осведомление и управление беспилотными машинами и функционирующая в полностью автоматическом режиме на всех этапах технологического цикла.

Автоматизированная система вождения - это комбинация аппаратного и программного обеспечений, которые осуществляют динамическое управление транспортом на устойчивой основе.

Динамическое управление - выполнение в реальном времени всех оперативных и тактических функций, необходимых для передвижения машины. Отмечается, что данное понятие также включает в себя управление движением ТС в боковом и продольном направлении, контроль условий движения и др.

Автомобильный полигон - комплекс испытательных и служебных дорог, сооружений, зданий, а также устройств, позволяющих проводить необходимые испытания автомобилей различных типов в условиях, которые гарантируют сопоставимость результатов в разное время и обеспечивающих отсутствие помех и безопасность испытаний.

Беспилотное транспортное средство - это высоко или полностью автоматизированное ТС, функционирующее без вмешательства человека (то есть в беспилотном режиме).

Высокоавтоматизированное ТС - транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой вождения, действующей в пределах конкретной среды штатной эксплуатации применительно к некоторым или ко всем поездкам без необходимости вмешательства человека в качестве запасного варианта обеспечения безопасности движения.

Райдшеринг - совместное использование частного ТС с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков.

Человеко-машинный интерфейс - технические средства для обеспечения непосредственного взаимодействия водителя и автоматизированной системы вождения и дающие возможность водителю управлять деятельностью автоматизированной системы вождения и контролировать ее функционирование.

В контексте «умной дороги» мы упомянули V2X. Согласно Концепции, речь идет о взаимодействии транспортного средства с любыми объектами, которые могут повлиять на машину, для взаимного обмена информацией посредствам беспроводной связи.

Читайте также: Беспилотник на уборке дорог: ближайшее будущее или отдаленная перспектива 

Последствия внедрения высокоавтоматизированных ТС

Специалисты, разработавшие Концепцию, считают, что при использовании высокоавтоматизированных машин повысится эффективность использования городских территорий, которые заняты улично-дорожной сетью. Дело в том, что транспорт сможет идти более плотным потоком, сокращая боковой интервал и дистанцию. Как следствие - увеличение числа рядов для проезда. Еще один потенциальный плюс - снижение вредных выбросов в атмосферу, что в свою очередь будет способствовать улучшению здоровья граждан. Кроме того, ожидается, что массовое внедрение высокоавтоматизированных транспортных средств поспособствует рациональному использованию парковочного пространства. Как основное преимущество от внедрения автономного транспорта в Концепции выделяют экономический и социальный эффекты от снижения аварийности.

Другая сторона медали - сокращение числа рабочих мест. «Некоторые профессии станут не востребованы, некоторые будут существенно сокращены», - говорится в документе. Так, по мнению специалистов, изменится рынок страхования, снизится потребность в специалистах по анализу ДТП и др. Но при этом появятся и новые специальности, которые будут связаны с обеспечением функционирования интеллектуальной транспортной системы. «Косвенное влияние различной степени будет оказано на все сферы экономики. Полное решение этой проблемы возможно путем переквалификации работников», - говорится в Концепции.

Анастасия Ярославцева

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789