О том, что такое «дорожный робот» и о том, как он может изменить нормативы содержания трасс, читайте в материале портала «ДорИнфо»

Сегодня автоматизация затрагивает все больше и больше процессов: дома нас ждет робот-пылесос, светофорами может управлять «умная система», отталкиваясь от интенсивности транспортного потока, да и разговорами о машинах, которые могут двигаться без участия водителя, особо не удивишь. Другое дело - беспилотники на страже (в прямом смысле этого слова) порядка на дорогах. О том, что такое «дорожный робот» и о том, как он может изменить нормативы содержания трасс, читайте в материале портала «ДорИнфо».

Возможность задействования беспилотного транспорта в проведении работ по содержанию трасс была затронута в рамках круглого стола «Беспилотные и высокоавтоматизированные дорожные машины для содержания автодорог общего пользования: тенденции и перспективы» на выставке «Дорога 2019», которая прошла в Екатеринбурге в октябре.

Весной прошло года, как отметил заместитель начальника Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора Максим Мартынкевич, были проведены тестовые испытания в виде заезда беспилотных машин на автоподходе к Крымскому мосту. Этот эксперимент был признан успешным. Следующий этап - оснащение пилотных участков трасс М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и М-7 «Волга» необходимой для движения беспилотников инфраструктурой. Напомним, что в ноябре 2018 года Правительство РФ выпустило постановление о запуске эксперимента с беспилотными автомобилями на дорогах общего пользования в Москве и Республике Татарстан, срок которого - до 1 марта 2022 года. 

Что касается инфраструктуры для беспилотников, то ранее председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко заявлял, что для движения таких машин нужна дорога, где будет поддерживаться как минимум устойчивый прием сотовой связи стандарта 4G, а в перспективе предполагается развертывание сетей 5G. Кроме того, должна заработать система точного позиционирования для беспилотного транспорта (точность порядка 5-10 см), должны быть созданы высокоточные цифровые динамические карты. Главное - на протяжении трассы, где предполагается движение беспилотников, должна быть сформирована единая платформа по организации взаимодействия дорожной инфраструктуры с автомобилями.

Помимо этого, ранее сообщалось, что была разработана концепция для обеспечения безопасности движения с участием беспилотника. Среди ключевых принципов концепции выделяется снижение до минимальных показателей вероятности возникновения аварий, обеспечение защиты от вероятных террористических атак, предпринимаемых с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС), от кибератак и от намеренной дестабилизации дорожного движения посредством использования ВАТС.

Если говорить о дорожных машинах с беспилотным управлением, в перспективе они смогут проводить автономную уборку в зонах барьерных ограждений, прилегания дорожных полотен и разделителей, а также выполнять автоматическое управление навесными механизмами в зависимости от условий эксплуатации, при этом собирая статистику выполненных действий. В рамках круглого стола в качестве преимуществ таких машин было подмечено увеличение производительности, снижение операционных расходов, повышение качества условий и охраны труда персонала и комплексной безопасности движения.

Во второй день проведения выставки «Дорога 2019» в Екатеринбурге было подписано соглашение о взаимодействии между Федеральным дорожным агентством и ООО «Меркатор Холдинг», направленное на изучение возможности применения современных высоко- и полностью автоматизированных дорожных машин при выполнении работ по содержанию федеральных трасс, что, как сообщает пресс-служба Росавтодора, позволит снизить уровень издержек в отрасли.

«В целях реализации государственной политики в области инновационных и беспилотных транспортных систем в транспортном комплексе Российской Федерации мы планируем к реализации совместный с Федеральным дорожным агентством проект», - пояснила порталу «ДорИнфо» директор по стратегическим коммуникациям и инновационным проектам «Меркатор Холдинг» Мария Панова. Так, был выбран пилотный участок федеральной дороги Р-132 «Калуга - Тула - Михайлов - Рязань» (Обход г. Калуги), где в дальнейшем будут проходить тестовые испытания робота.

«Этот проект очень важен для транспортной системы в целом: сейчас идет направленность на автоматизацию в каждом сегменте. Работа строится достаточно последовательно. Сначала разрабатываются этапы создания высокоавтоматизированной машины и ее адаптации к существующей экосистеме. Сразу выпустить беспилотник на дорогу - это достаточно сложно, так как прежде всего должна быть готова инфраструктура. Но непосредственно в наши задачи входит именно машина, разработка оборудования и систем, которые должны функционировать в машине и выполнять привычную работу по уборке дорог. Помимо этого, в наши задачи входит интеграция и синхронизация со всеми системами, которые позволят взаимодействовать с умной инфраструктурой. Мы первые идем по этому пути. Таких проектов нет», - сказала Мария Панова.

Специалисты видят применение высокоавтоматизированной дорожной машины для зимнего и летнего содержания. Согласно прогнозу, это позволит на 15 % сократить финансовые затраты на содержание, снизить расходы подрядчика за счет экономии топлива и расходных материалов на 38 % и снизить время на подготовку документации и отчетности на 30 %, все это с учетом минимизации человеческого фактора в цепочке исполнения поручений.

В планах - разработка прототипа по каждому варианту применения, который в дальнейшем будет корректироваться по итогам испытаний, проведенных заказчиком на пилотном участке. После того, как будет запущен серийный образец, с учетом существования новой технологии, могут быть изменены нормативы и требования к содержанию трасс с применением высокоавтоматизированных дорожных машин.

«Вероятно, что нас ждет изменение рынка, если будут изменены требования к содержанию», - подытожила директор по стратегическим коммуникациям и инновационным проектам «Меркатор Холдинг».

Анастасия Ярославцева

Фото: архив «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789