Подробнее о планах по строительству автомобильной трассы «Москва - Казань» – в материале «ДорИнфо»
В России международный транспортный коридор «Европа - Западный Китай» пройдет по новым скоростным автотрассам, в частности, по магистрали М-11 «Москва - Санкт-Петербург», Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в столичном регионе. В 2027 году планируется завершить строительство еще одной скоростной трассы в рамках формирования ЕЗК, которая свяжет центр и Поволжье, соединит четыре крупнейшие агломерации страны, а также в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью. Дорогу будут строить поэтапно, начиная с 2020 года.
Трасса все-таки до Казани и даже до Екатеринбурга
С переменным успехом речь о строительстве новой скоростной дороги, которая свяжет Москву и Казань, идет несколько лет. Осенью прошлого года был утвержден Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, одним из пунктов которого является формирование транспортного коридора «Европа - Западный Китай». Одной из ключевых частей этого коридора станет будущая трасса первой технической категории «Москва - Казань».
Читайте также: МТК Европа - Западный Китай: в России строят скоростные трассы
В июне текущего года Правительство РФ дополнило схему территориального планирования в области федерального транспорта и автомобильных дорог конкретными районами прохождения трассы «Москва - Казань». В документе указывалось, что трасса пройдет по муниципальным районам Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Республик Чувашия и Татарстан. «Принятые решения необходимы для создания правовых оснований для принятия решений о резервировании земель, переводе земель из одной категории в другую, разработке документации по планировке территории в целях строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства федерального значения», - говорилось в пояснении к документу.
Однако чуть позже появилась информация, что автодорогу могут построить только от Москвы до Владимира, а далее до Казани будет реконструирована существующая федеральная трасса М-7 «Волга». С такой инициативой, по заявлениям СМИ, выступило Минэкономразвития РФ. Позже министр экономического развития РФ Максим Орешкин пояснил, что позиция ведомства заключается в том, чтобы в первоочередном порядке построить новую скоростную трассу от Москвы до Владимира и реконструировать трассу М-7 до Казани, а уже на следующем этапе - достроить магистраль до Казани и даже до Екатеринбурга.
Споры о маршруте новой платной дороги разрешились 1 ноября, когда вице-премьер РФ Максим Акимов в рамках пресс-конференции заявил, что готовность всей трассы «Москва - Казань» протяженностью 794 км будет обеспечена в 2027 году. Тогда стало известно, что одобрено поэтапное строительство автомагистрали от Москвы до Казани, сообщают в пресс-службе ГК «Автодор».
По словам Акимова, в 2020 году начнется работа над первым и вторым этапами строительства. Первый этап трассы - это участок протяженностью 145,5 км от Москвы до Владимира, включая обходы Балашихи и Ногинска в Московской области. Второй этап - это участок протяженностью 142,8 км от Канаша до Шали в Республике Татарстан. Строительство первого и второго этапов планируется завершить в 2024 году.
В период с 2021 года по 2025 годы в рамках третьего этапа планируется построить участок от Владимира до Арзамаса (Нижегородская область) протяженностью 267 км, а в 2022 году начнется строительство участка от Арзамаса до Канаша длиной 239,1 км, работы на этом участке планируют завершить в 2027 году. При этом подготовка проектно-сметной документации будет вестись одновременно для всех участков.
1 этап – 145,5 км от Москвы до Владимира (с 2020 по 2024 годы)
2 этап – 142,8 км от Канаша до Шали (с 2020 по 2024 годы)
3 этап – 267 км от Владимира до Арзамаса (с 2021 по 2025 годы)
4 этап – 239,1 км от Арзамаса до Канаша (с 2022 по 2027 годы)
В рамках ЕЗК в Поволжье будет реализован еще один проект - обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу в Самарской области. По словам первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова, объем финансирования двух дорожных объектов в составе международного коридора (и трассы до Казани, и обхода Тольятти) составит 730 млрд рублей. «730 миллиардов рублей - это строительство дороги Москва - Казань и строительство обхода города Тольятти», - рассказал 1 ноября Алафинов, его слова приводятся в сообщении пресс-службы «Автодора».
От идеи достроить трассу дальше до Екатеринбурга не отказываются. По словам председателя правления Госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, до Екатеринбурга автодорога будет продлена до 2030 года. «В первом квартале следующего года мы подпишем договор на выполнение работ по транспортному моделированию и разработке финансовой модели продолжения трассы до Екатеринбурга. То, что мы до 2030 года поедем уже до Екатеринбурга, это точно», - рассказал 1 ноября председатель правления «Автодора».
Отметим, что будущей скоростной трассе присваивается норме М-12, а вот название для дороги пока не выбрано. Граждан приглашают принять участие в выборе наименования для дороги. Сейчас имеется три варианта - «Восток», «Евразия» и «Казань», можно проголосовать за один из этих вариантов или предложить свой, отправив письмо на электронную почту imya-m12@yandex.ru.
Нужна ли платная дорога
По данным ГК «Автодор», в непосредственной зоне прохождения всей российской части коридора «Европа - Западный Китай» протяженностью около 2,4 тыс. км проживает более 45 млн человек. Но при учете всех территорий, входящих в зону тяготения трассы, число возрастает до 62 млн (примерно 40 % от всего населения России). Маршрут - самый протяженный в мире экономический коридор с огромным потенциалом межгосударственного и межрегионального взаимодействия, охватывающий страны Евразийского континента. Трасса «Москва - Казань» по протяженности составит примерно треть всей российской части транспортного коридора. Дорога соединит четыре крупнейших агломерации - Московскую, Нижегородскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую, а также в два раза сократит время в пути между Москвой и Казанью.
По плану, автодорога будет платной. Большой популярностью магистраль как часть международного маршрута может пользоваться у перевозчиков. Портал «ДорИнфо» спросил у представителей отрасли грузоперевозок по поводу необходимости данной трассы. «Мы являемся активными сторонниками любого расширения дорожной сети. О строительстве этой трассы было много споров и дискуссий. В итоге было принято решение о комплексных инвестициях и в строительство новой дороги, несмотря на наличие частного проекта, и в модернизацию существующей трассы М-7 «Волга». Все эти дорожные артерии будут расположены в густонаселенных регионах страны, что придаст отдельным субъектам дополнительный импульс для развития», - отметил генеральный директор компании «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.
По его словам, существующая трасса М-7 «Волга» загружена. «Трасса пролегает по крупнейшей агломерации, поэтому она загружена достаточно серьезно. Учитывая регулярные ремонтные работы, перевозки по данной автодороге затруднительны. На предстоящую реконструкцию мы возлагаем большие надежды и уверены, что скорость перевозок возрастет, - рассказал специалист. - Платная автодорога будет пользоваться спросом у тех автомобилистов, кому важна скорость и комфорт передвижения. Таких водителей достаточно много. Для наших клиентов один из ключевых факторов - возможность получать грузы в четко очерченные временные границы, поэтому мы нередко используем участки платных трасс, например, для объезда проблемных отрезков. При построении маршрутов логисты компании учитывают большое количество данных, например, стоимость проезда по некоторым отрезкам платных дорог, а также тарифы «Платона», срочность перевозки и многое другое».
«Действующая трасса М-7 «Волга» наравне с М-5 «Урал» является важной автомагистралью, соединяющей европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Однако в отличии от М-5, М-7 является как минимум двухполосной (по две полосы в каждую сторону) на всём протяжении до Нижнего Новгорода и попеременно двух-, трёх- и четырёхполосной на промежутке Нижний Новгород - Казань. В то же самое время М-5 является четырёхполосной на протяжении 250 км от Москвы и далее преимущественно двухполосной. Загруженность обеих трасс примерно одинаковая. Если сравнивать М-10 и М-11, то первая трасса в большей степени имеет три полосы движения (по одной в каждую сторону) и среднюю обгонную, поэтому четырёхполосная дорога М-11 оказалась крайне популярной. Насколько востребован будет участок новой платной дороги между Москвой и Нижним Новгородом относительно существующей трассы - вопрос крайне неоднозначный. Например, проезд по головному участку М-11 (с 11 до 58 км) стоит довольно дорого в сравнении с остальными участками, поэтому не пользуется широкой популярностью у транспортных компаний - владельцев фур», - считает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
Читайте также: Грузоперевозчики на платных дорогах
Лидия Терехова
Фото: архив «ДорИнфо»