О реализации проекта международного транспортного маршрута «Европа - Западный Китай» читайте в материале «ДорИнфо»

Корни современного проекта международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай» скрыты в глубинах истории, его экономические перспективы обещают процветание нескольким регионам, а масштабы работ поражают воображение. Транспортный коридор протяженностью почти 8,5 тыс. км на наших глазах свяжет Китай - главную производственную площадку планеты с Европой - одним из крупнейших рынков сбыта. Почти треть маршрута «Европа - Западный Китай» проходит по территории России, это последняя часть коридора, где работы предстоит закончить менее чем за шесть лет. Подробнее о реализации проекта по созданию международного транспортного коридора, о строительстве скоростных трасс на российском участке маршрута читайте в материале «ДорИнфо».

Дорога в тысячу ли

Дорога в тысячу ли начинается не с первого шага. В основе любого масштабного проекта лежат сложные экономические закономерности и политические предпосылки. Великий шелковый путь древности пришел в упадок в 15 веке из-за военных действий на континенте и развития морской торговли. Трасса «Москва - Пекин», которая еще в 1970-х должна была соединить столицы двух крупнейших социалистических стран мира, благодаря ориентации китайской торговли на США, осталась лишь в набросках проектных институтов. Вернулись же к идее сухопутного коридора между Европой и Китаем только в начале 21 века, когда товарооборот между Поднебесной и странами ЕС стал измеряться сотнями миллиардов евро, а доставка грузов морским транспортом через Суэцкий канал занимала до двух месяцев. Растущие объемы торговли и развивающаяся экономика Китая пересеклись в одной точке с ограничениями морского пути и запросом на развитие инфраструктуры в России и Казахстане. Итогом стало существенное ускорение проекта международного транспортного коридора (МТК): В 2008 году Россия и Казахстан подписывают меморандум о развитии транспортного коридора «Европа - Западный Китай». В 2015 году Президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин утверждают договор о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс и один путь», и Китай создает «Фонд развития Шелкового пути», инвестиции в который оценивают в сумму, близкую к 40 млрд долларов. Осенью того же года российская ГК «Автодор», в чьем ведении находятся платные автомобильные дороги страны, подписывает меморандум о финансировании проекта МТК с Банком развития Китая. В октябре 2018 года Правительство России публикует Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны на период до 2024 года в который вошли задачи по строительству российских участков МТК «Европа - Западный Китай»: скоростной трассы «Москва - Нижний Новгород - Казань», обхода Тольятти с мостом через Волгу и российского участка магистрали «Меридиан».

Трасса_готовая-001.JPG

Общая протяженность коридора по маршруту Санкт-Петербург - Алматы - Ляньюньган составляет 8 445 км, из них 2 233 км - по территории Российской Федерации, 2 787 км - Республики Казахстан, 3 425 км - Китайской Народной Республики.

Китай - Казахстан: Азия ждет

Самая протяженная часть маршрута, совокупная длина которой превышает 6 тыс. км, проходит по территории Китая и Казахстана. О завершении работ на своих участках азиатские партнеры заявили почти синхронно - в ноябре и декабре 2017 года. 18 ноября 2017 года открылся последний реконструированный участок скоростной магистрали G-218 на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Новая трасса связала пограничный переход на границе Казахстана с магистральной дорогой G-30 - шоссе, пролегающим через 4243 километра равнинного Китая. Задача КНР в этом случае оказалась проще чем государств-партнеров. В Поднебесной пришлось лишь построить подключения к существующей с середины девяностых сети магистральных дорог. 6 декабря 2017 года о завершении строительства своего участка МТК объявили власти Казахстана. Маршрут коридора проложили от Китайской границы по существующей трассе А-2 до города Шымкент и далее по трассам М-32 и А-24 к соединению с российской трассой Р-239. Работы по реконструкции входящих в маршрут МТК действующих участков магистральной дорожной сети Казахстана заняли чуть более восьми лет. За это время было реконструировано 2452 км дорог, 1390 км привели в соответствие первой технической категории, а еще чуть более тысячи - второй. Таким образом, последним отрезком коридора остается участок, проходящий по территории России, и реализуется он совсем по другим принципам.

Россия: новые скоростные трассы

Китай и Казахстан пошли по пути реконструкции существующих участков дорог по маршруту будущего транспортного коридора, а в России выбрали новое строительство. Общий дефицит транспортной инфраструктуры и перспектива кратного роста нагрузки на существующие трассы привели к решению, что практически все магистрали, входящие в российский участок МТК, будут построены с чистого листа. В целом строительство на территории России можно разделить на шесть крупных объектов: ЗСД в Санкт-Петербурге, Трасса М-11 «Петербург - Москва», ЦКАД, скоростная магистраль «Москва - Казань», комплекс трасс, соединяющих Казань с казахстанским участком коридора, и ответвление «Меридиан», представляющее собой полноценную автомагистраль до границ Белоруссии. Все эти участки находятся в разной степени готовности, от полностью сданных объектов до начала проектно-изыскательских работ. Объединяет их пока только то, что все работы должны быть завершены до 2024 года. Насколько реальна перспектива запуска МТК в эти сроки? Попробуем разобраться, обратившись к реальному положению дел на объектах.

ЗСД: Первый и последний

Западный скоростной диаметр - последний объект МТК на территории России и первый полностью завершенный участок коридора, связывающий Большой морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга и выходом на строящуюся трассу М-11. Строительство 46,6 км внутригородской магистрали началось в конце 2005 года. Осенью 2008 года был открыт первый участок трассы, обеспечивающий подключение 3-го и 4-го районов морского порта и проспекта Стачек. Еще два года спустя состоялось открытие движения до транспортной развязки с Благодатной улицей. В 2012 году запустили движение по всему южному участку до набережной реки Екатерингофки. 4 декабря 2016 года в присутствии Президента России движение запустили по Центральному участку, и объект был полностью сдан в эксплуатацию. Строительство ЗСД обошлось в 212,7 млрд рублей из которых 108 млрд рублей - привлеченные средства инвесторов.

ЗСД_3-001.jpg

М-11: между двумя столицами

Вторым объектом западного направления Коридора стала строящаяся платная трасса М-11 «Москва - Санкт-Петербург», находящаяся в ведении ГК «Автодор». Среди предпосылок к ее строительству - исчерпанный ресурс пропускной способности федеральной трассы М-10 «Россия». После сдачи в эксплуатацию новая магистраль первой категории будет иметь до пяти полос движения в каждом направлении и расчетную скорость до 150 км/ч. Общая протяженность трассы составит 684 км, которые соединят КАД Петербурга с третьим пусковым комплексом ЦКАД Москвы. В январе 2006 года заказчику был сдан проект обоснования инвестиций в строительство дороги, а в феврале 2008 года был выбран концессионер для строительства первого участка.

На данный момент несколько участков скоростной трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург» открыты для движения и эксплуатируются в платном режиме. Так, проезд открыт в Подмосковье на головном участке в обход Химок (с декабря 2014 года) и на участке в обход Клина и Солнечногорска (с сентября 2018 года), на участках в Тверской области в обход Торжка (с декабря 2017 года), в обход Вышнего Волочка (с ноября 2014 года), на участке в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области, Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области (с июня 2018 года). Строительство 7-8 этапов в Новгородской, Ленинградской областях и Петербурге еще ведется, в прошлом году здесь была остановка работ из-за археологических мероприятий. Участок с 97-го км по 149-й км в Московской и Тверской областях пока также строится. Кроме того, в отдельную очередь вынесен и не строится Северный обход Твери (третий этап). В феврале этого года сообщалось, что по данному объекту начинается проработка финансовой модели. После запуска движения по всей магистрали М-11, что должно состояться в этом году, транспорт в районе Твери будет проезжать по реконструированному участку трассы М-10 «Россия».


ЦКАД: в кольце проблем

Следующим этапом международного маршрута станет третий пусковой комплекс ЦКАД, строительство которой продолжается на территории Москвы и Московской области. ЦКАД-3 пройдет по Подмосковью параллельно федеральной трассе А-107 «ММК» и соединит платную автомагистраль М-11 «Москва - Санкт-Петербург» с трассой М-7 «Волга».

О проблемах, сопровождающих строительство ЦКАД, наше издание писало не раз. Однако в последнее время ответственные ведомства приступили к активному исправлению сложившейся ситуации. По поручению Президента РФ в 2018 году был создан оперативный штаб, который контролирует ход строительства в еженедельном режиме. Существует план, по которому отставание от графика работ должно быть ликвидировано. На объектах увеличены материальные, технические и трудовые ресурсы. Первый, третий и пятый пусковые комплексы ЦКАД в московском регионе планируют сдать в эксплуатацию в октябре 2020 года, четвертый пусковой комплекс - в октябре 2021 года. Такие сроки указаны в графике ликвидации допущенных отставаний. По информации пресс-службы ГК «Автодор», положительная динамика и активизация работ наблюдаются на всех пусковых комплексах ЦКАД, а прогресс строительства ЦКАД-3, по сравнению с октябрем прошлого года, вырос на 16%.

Москва - Казань: автомагистраль из центра в Поволжье

Преодолев путь от морского порта Петербурга, через ЗСД, КАД, М-11 и ЦКАД, потенциальный путешественник по евро-азиатскому автомобильному маршруту выходит на простор Русской равнины, где до последнего времени его ожидали только два магистральных варианта продолжения маршрута - федеральная автодорога М-5 «Урал» и федеральная автодорога М-7 «Волга». Строительство первой завершилось 54 года назад, вторую полностью ввели в строй 34 года назад. Даже с учетом частичной реконструкции обеих трасс их пропускная способность очевидно недостаточна для реализации задач, стоящих перед проектом международного транспортного коридора.

Решением проблемы стала идея строительства на данном маршруте третьей полноценной трассы первой категории. В конце апреля 2019 года Госкомпания «Автодор» представила трассировку скоростной автодороги по маршруту Москва - Нижний Новгород - Казань, которая станет опорной частью МТК «Европа - Западный Китай». Маршрут будущей магистрали пролегает через Владимир, Арзамас, Канаш и Шали. Протяженность автодороги составит 729 км, расчетная скорость - 120 км/час. Стоимость объекта оценивают почти в 540 млрд рублей, около 35% из которых предстоит вложить частным инвесторам. В настоящий момент ведется активная дискуссия по поводу трассировки и проекта дороги, Минтранс и Аналитический центр при кабинете министров согласовали план-график реализации проекта, который направлен на утверждение в Правительство страны. Запуск трассы в эксплуатацию планируется в 2024 году. 

В отдельный кейс выделен лежащий в начале новой трассы со стороны Москвы обход Балашихи. Он должен стать платным дублером федеральной трассы М-7 «Волга» на участке от МКАД до Московского большого кольца, где водители испытывают наибольшие затруднения. Протяженность этого участка составит 82,6 км. Запуск в эксплуатацию, по предварительным оценкам, возможен после 2020 года.

Трасса_строительство-002.JPG

Казань - Казахстан: региональный калейдоскоп

Последний на российской части маршрута отрезок пролегает через земли трех регионов - от Казани до МАПП Сагарчин на границе России и Казахстана в Оренбургской области. Здесь, в отличие от предыдущих объектов, за строительство отдельных участков отвечают региональные власти.

На территории Татарстана строится 299 километров автодороги «Шали - Бавлы», соединяющей между собой федеральные магистрали М-7 и М-5. Стройка поделена на 4 пусковых комплекса. Первый протяженностью в 40 км «Шали - Сорочьи Горы» был запущен в 2011 году. В 2016 году закончилось строительство второй очереди моста через Каму, который стал вторым участком будущей магистрали. В настоящее время начаты работы на третьем участке: «Алексеевское - Альметьевск». Его протяженность составляет 145 км, на маршруте будет построено 12 путепроводов. Четвертый этап протяженностью 100 км свяжет Альметьевск и Бавлы. Работы по строительству этого участка начнутся после завершения третьего. Общая стоимость строительства трассы составит 121 млрд рублей, из которых 54 млрд потребуется на возведение 14-километрового моста через Каму.

В Республике Башкортостан 282-километровый участок МТК начнется от поселка Бавлы пройдет до города Кумертау. Сегодня здесь ведутся проектные работы. Стоимость объекта предварительно оценена в 156 млрд руб. В регионе уже началось оформление в собственность земель под строительство первых 40 км будущей дороги. Согласно проекту, магистраль будет иметь 4 полосы. Предполагаемый срок сдачи объекта - 2022 год.

В Оренбургской области 172-километровый участок магистрали пройдет в обход Оренбурга и Саракташа до границы Казахстана. Работы по строительству участка будущей магистрали начались в марте 2018 года. Специалисты прокладывают дорожное полотно от границы с Казахстаном. По планам участок протяженностью 172 км будет иметь по две полосы в каждую сторону. Максимальная скорость здесь составит 130 км/ч. Срок сдачи участка в эксплуатацию - 2022 год. Обозначенная ранее стоимость проекта - 84 млрд руб.

Частная альтернатива: «Меридиан»

Пока власти трех стран обсуждали и согласовывали проект международного транспортного коридора, частный бизнес решил не оставлять без внимания возможности, которые открываются на фоне почти неограниченного транзита грузов из Китая. В 2016 году МТК получил от частных инвесторов ответвление, почти равноценное основному ходу коридора. Трасса-ответвление пройдет на 350-400 км южнее основного хода и будет иметь протяженность 2023 км. Маршрут проложен по территории восьми областей: Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской - от границы Казахстана до Белоруссии. Магистраль получила название «Меридиан», её созданием занимается одноименное общество. Инвесторами строительства новой трассы выступают ООО «Меридиан» и ЗАО «Русская холдинговая компания». Приблизительная стоимость проекта составляет порядка 594 млрд рублей, часть которых планируется получить с помощью заключения инвестконтрактов и выпуска облигаций. Точная стоимость будет известна после получения прав на все земли под будущей магистралью.

Трасса_грузовики_поток-001.JPG

Что за горизонтом планирования?

Оценив масштаб и интенсивность работ, ведущихся на территории центральной России в рамках запуска МТМ «Европа - Западный Китай», можно сделать вывод, что данный проект, с большой долей вероятности, будет запущен в намеченные сроки. И причин тому несколько. Во-первых, экономическая целесообразность безопасного сухопутного маршрута между одним из главных товаропроизводителей планеты и крупнейшим рынком сбыта. Во-вторых, включение МТК в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, позволяющее надеяться, как на госпомощь в вопросах финансирования, так и на пристальный контроль за сроками и качеством работ со стороны государства. И наконец, заинтересованность всех сторон в положительном влиянии на экономику, которое строительство данного коридора окажет как в масштабе государства, так и на региональных уровнях. Последнее косвенно подтверждается интересом, который к проекту транспортного коридора проявляют третьи страны. Так, в январе 2019 года появилась информация о том, что коридор может получить еще одно ответвление, на этот раз в направлении северной Европы. Данный вопрос уже обсуждался на совместной встрече представителей ГК «Автодор» и Агентства транспорта и связи Финляндии.

Кроме того, в «Автодоре» неоднократно заявляли об инновациях, используемых при строительстве трасс в составе российского участка международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай». «Это будет первая сверхинновационная дорога России, оборудованная всеми современными условиями как для пассажирских, так и для грузовых перевозок», - сообщали в Госкомпании минувшей зимой. 

Алексей Ботев

Фото: архив «ДорИнфо»

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789