Об особенностях весенних ограничений в 2019 году читайте в материале «ДорИнфо»
В 2019 году весенние ограничения для грузового транспорта имеют ряд особенностей в сравнении с предыдущими годами. Одно из ключевых нововведений этого года - «транспортные коридоры» на региональных дорогах в Новосибирской области и улицах Новосибирска, по которым большегрузы могут свободно проезжать без спецпропуска в период «просушки».
Особенности весенних ограничений
Весенние ограничения - традиционная мера, нацеленная на обеспечение сохранности дорог в период переувлажнения грунтов из-за активного снеготаяния. Каждый год субъекты страны устанавливают свои сроки и допустимые нагрузки для проезда, ориентируясь на природно-климатические особенности местности, на состояние трасс и проч. Таблица со сроками ограничений и допустимыми нагрузками в 2019 году размещена и постоянно обновляется по мере поступления информации в специальном материале «ДорИнфо»: «Ограничения для большегрузов на дорогах России – 2019».
«Февраль каждого года в транспортной логистике связан не только с ростом спроса на грузоперевозки после январского затишья, но и с вопросом о том, какие ограничения будут введены весной в каждом регионе из-за распутицы. Данные ограничения по грузоперевозкам не касаются продуктов питания, лекарственных средств, а также в последние несколько лет любых грузоперевозок на федеральных трассах. Но вот при перевозке, например, товаров народного потребления и строительных материалов (таких грузов в FM Logistic насчитывается 25-35%), приходится делать анализ ограничений в каждом конкретном регионе доставки. А если по маршруту следования есть несколько мест выгрузки, то в период весеннего ограничения каждый такой маршрут строится как отдельная проектная перевозка», - рассказал «ДорИнфо» директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.
Среди особенностей весенних ограничений можно выделить деление одного региона на южные, северные территории и соответственно утверждение разных сроков «просушки». К подобному делению внутри субъекта прибегают Хабаровский край, Республика Карелия, Костромская область, Пермский край и другие. Подобного рода деление связано с разными природно-климатическими особенностями местности внутри одного региона и особенностями прохождения весеннего паводка, что логично с точки зрения обеспечения сохранности трасс, но может еще больше осложнять работу перевозчиков.
В некоторых регионах устанавливаются разные допустимые осевые нагрузки для транспортных средств в период «просушки» в зависимости от покрытия дороги или категории дороги, например, в Ленинградской области, в Хабаровском крае, в Тверской области, в Приморском крае, в Пермском крае, в Новгородской области и других. Ряд регионов и вовсе утверждает допустимые осевые нагрузки для каждой конкретной дороги или участка трассы. Такие списки ежегодно формируют в Томской области, в Астраханской области, во Владимирской области, в Ивановской области, в Калужской области и других. В Псковской области наоборот предусмотрены общие максимальные нагрузки для всех дорог, но утверждаются дороги-исключения с другими допустимыми осевыми нагрузками, а в Республике Тыва на всех трассах вводятся ограничения в один период, а на одной дороге - утверждается другой срок.
Стоит отметить, что с прошлого года весенние ограничения не вводятся на федеральных трассах, и уже в прошлом году к федеральным дорожникам присоединились некоторые регионы, в частности, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Московская область. В этом году весенние ограничения также не вводятся на дорогах Белгородской области.
«Работа логистической компании в данный период осложняется следующими факторами: в разных регионах разнятся сами виды ограничений, даты их введения и даты публикации информации о них. По этой причине любая информация хотя бы о частичном отсутствии ограничений воспринимается транспортным сообществом ярко положительно», - отмечает Эдуард Миронов.
«Транспортные коридоры»
Значимой и долгожданной особенностью весенних ограничений 2019 года стало утверждение «транспортных коридоров» в районе Новосибирска и в черте города. Эти коридоры представляют собой участки региональных дорог и местные дороги (улицы), по которым транзитные грузовики свободно смогут проезжать без спецпропуска в период «просушки». По сути - это участки дорог, где не вводятся ограничения, и это участки, которые «связывают» между собой федеральные трассы.
В Новосибирской области впервые в этом году «транспортные коридоры» организованы на участке трассы К-17р «Новосибирск - Кочки - Павлодар» км 14+150 - км 15+650 и участке дороги К-24 «Новосибирск - аэропорт Толмачево» («Толмачевское» кольцо) км 17+303- км 17+603. Кроме того, «коридор» пройдет по улицам Новосибирска: ул. Хилокская - ул. Петухова - ул. Советское шоссе - ул. Мира - ул. Ватутина - Бугринский мост - ул. Большевистская - Бердское шоссе - Старое шоссе.
«Данные участки автомобильных дорог являются частью запланированного в 2019 году «транспортного коридора» для движения междугородних перевозчиков, перевозящих грузы по федеральным автомобильным дорогам. В качестве «транспортного коридора», который будет организован впервые, были выбраны дороги, несущая способность которых выше, чем у остальных», - отмечают в Минтрансе Новосибирской области.
Ожидается, что создание такого коридора обеспечит постоянный проезд транзитных грузовиков между федеральными трассами «Северный обход г. Новосибирска», Р-254 «Иртыш», Р-255 «Сибирь» и Р-256 «Чуйский тракт».
««Транспортный коридор» организуется в нашем регионе впервые. О необходимости его создания много лет заявляла Сибирская ассоциация автомобильных перевозчиков. Мы признательны мэрии Новосибирска и правительству Новосибирской области за то, что они наконец-то прислушались к нашему предложению. Сейчас у транзитного транспорта нет возможности объехать Новосибирск, чтобы с западного или восточного направления попасть на Чуйский тракт, не заезжая на городские улицы. В период весенних ограничений это создает огромные проблемы для передвижения транзитного грузового транспорта, так как на федеральных трассах ограничения нагрузки на ось не вводятся, а на региональных и местных дорогах Новосибирска разрешенная нагрузка на ось в это время снижается до 5 т. Соответственно, загруженное по нормативам транспортное средство, заезжая на городские улицы, автоматически попадает в разряд нарушителей. Чтобы создать транспортный коридор потребовалось предварительно провести диагностику участков дорог, которые в него войдут, понять, способны ли они выдержать более высокую нагрузку в этот период. В прошлом году была проведена диагностика дорог, которые войдут в левобережный транспортный коридор. На рабочем совещании в минтрансе региона мэрии Новосибирска было рекомендовано в 2019 г. провести диагностику улично-дорожной сети для организации дополнительного транспортного коридора и на правом берегу Оби. Надеемся, что эта работа будет выполнена и в 2020 г. появятся уже два коридора», - рассказали в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП).
Таким образом, перевозчикам, которые транзитом следуют по федеральным трассам и не намереваются останавливаться в Новосибирске, но при этом все равно проезжают по небольшому участку региональных дорог и нескольким улицам города для съезда с одной федеральной трассы на другую, теперь не нужно получать спецпропуск во время весенних ограничений.
К слову, не только Новосибирску нужны такие «транспортные коридоры». Например, аналогичным образом организовать коридор для транзитного проезда между федеральными трассами было бы логично по Северной объездной г. Элисты в Калмыкии. На трудности проезда в районе Элисты «ДорИнфо» сообщил представитель одной из транспортных компаний. Здесь специалисты при планировании грузоперевозок по федеральным трассам из Волгограда в Ставрополь в период просушки региональных дорог в Калмыкии столкнулись с такой проблемой: «Согласно приказа 61-п движение по Северной объездной Элисты для большегрузных ТС запрещено (имеется ввиду без спецпропуска в период весенних ограничений в Калмыкии - прим. ред.). Теоретически мы должны въезжать напрямую в Элисту по ул. Джангара - ул. Ленина - ул.Аральская, но на въезде в Элисту стоит знак запрещающий движение транзитного грузового транспорта». То есть практически весь маршрут пролегает по федеральным дорогам, где нет весенних ограничений, но для съезда с одной трассы на другую грузоперевозчики вынуждены пользоваться региональной Северной объездной, где «просушка» предусмотрена.
Возможно регионам действительно стоит изучить опыт Новосибирской области по созданию «транспортных коридоров» в период весенних ограничений и определить наиболее подходящие и по состоянию, и по расположению участки региональных дорог для организации таких свободных коридоров.
Лидия Терехова
Фото: архив «ДорИнфо»