13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Трасса «Сортавала» в Ленобласти и Карелии: новые участки через скалы и болота

Путь из Санкт-Петербурга в Республику Карелия и обратно год от года становится для водителей всё короче и комфортнее – на трассе А-121 «Сортавала» регулярно вводят в эксплуатацию новые современные участки. В последние годы вестей было больше с участка трассы ближе к Северной столице, в частности, осенью прошлого года сдали первый этап реконструкции от Сосново до Лосево с 57-го по 81-й км, вторую очередь участка планируется сдать этой осенью. Однако стоит только уехать за Приозерск, сразу становится понятно, что самые интересные и масштабные работы идут здесь, на границе с республикой и дальше, причем сразу на двух участках. Уже с конца 2019 года участок от Приозерска (Ленинградская область) до границы с Карелией водители смогут проезжать на 20-25 минут быстрее по ровной дороге без опасных поворотов и грунтовых разрывов, а начиная с границы двух регионов участок современной трассы увеличится на 14 км. Корреспондент портала «ДорИнфо» побывал на обоих участках и запечатлел, как ведутся работы почти год спустя после их начала на территориях с непростой геологией.

DJI_0184.JPG

Участок от Приозерска до границы с Карелией

Участок трассы А-121 со 131-го км по 153-й км, который начинается в Приозерске и заканчивается на границе Ленобласти и Карелии, пожалуй, один из самых неприятных для водителей на пути в город Сортавала. Из-за сложного рельефа проезжая часть здесь узкая, с крутыми подъемами и опасными поворотами, обгон запрещен практически на всем протяжении участка, а за 5 км до границы с Карелией и вовсе есть грунтовый разрыв. Несмотря на то, что грунтовку сейчас содержат лучше, чем раньше, помогает генподрядчик нового строительства – АО «ВАД», сбросить скорость здесь всё равно придется. Это последний грунтовый участок в составе федеральных трасс в Ленобласти, и новость о том, что его наконец-то реконструируют, обрадовала многих пользователей этой дороги, ведь долгое время никто не хотел браться за него. Один из специалистов «ВАДа» считает, что причиной тому — сложность участка, не каждый решится на его реконструкцию.

Единственным участником аукциона на строительство и реконструкцию участка протяженностью почти 21 км стала компания «ВАД», контракт на сумму чуть больше 6,8 млрд рублей был заключен в июле 2017 года, на объект подрядчик вышел в августе, однако начать работы сразу на всем участке получилось не сразу.

«Сначала проводились подготовительные работы, нужно было очистить полосу отвода от леса и кустарника. На участках, относящихся к землям населенных пунктов и муниципальных образований, работы начались раньше, примерно с августа. Здесь гораздо быстрее удалось получить необходимые разрешительные документы, с территориями Лесфонда было сложнее. Сразу на всю длину участка мы выйти не могли», - рассказывает технический руководитель контракта АО «ВАД» Иван Масленников.

IMG_0043.JPG

IMG_0059.JPG

К слову, сейчас вырублено уже 86 Га леса, относящегося к Лесфонду РФ, всего же проектом предусмотрена вырубка 93 Га. Весь вырубленный лес освидетельствуется и передается в Росимущество.

Большая часть нового 2-х полосного участка трассы «Сортавала» будет построена заново в обход существующей дороги, начиная с 148-го км и по 153-й км, где сейчас идет грунтовка, оси новой и старой трасс практически совпадут, и здесь уже предусмотрена реконструкция. Участок нового строительства составляет порядка 13 км, под реконструкцию попадает около 7-8 км. Из искусственных сооружений предстоит построить 2 моста через реку Тихая: 4-пролетный на 134-м км и 3-пролетный на 135-м км, а также реконструировать однопролётный железнодорожный путепровод над трассой на 149-м км. После ввода нового участка в эксплуатацию путь сократится на 2-2,5 км. Существенная экономия получится и по времени. Точных расчетов еще нет, но предполагается, что водители будут тратить на 20-25 минут меньше, чем сейчас. Новый участок будет прямым, не будет ненормативных и опасных поворотов и радиусов, как на старом направлении.

Во время осмотра работ мы стали свидетелями аварии на одном из опасных поворотов существующей дороги – с управлением не справился водитель большегруза, автомобиль завалился на бок в кювет. Это лишь подтвердило несоответствие существующей трассы «Сортавала» на участке после Приозерска действующим нормативам, в первую очередь, в части безопасности дорожного движения.

IMG_0154.JPG

Сложные работы позади

Скрупулёзности в работу подрядчика внесла геология Карельского перешейка, где скальные породы чередуются с болотами. На выработку подходящей технологии ушло 2 месяца, а для проведения буровзрывных работ, чтобы разбить скалы на пути новой дороги, приходилось даже согласовывать закрытие воздушного пространства в квадратах производства работ.

Одна из скал встала на пути дорожников в начале нового участка, высота выемки, которая была выполнена методом буровзрывных работ, составляет от 5 до 8 метров, и это не самая большая выемка. После того, как скалу взорвали, она раскололась на отдельные резаные и колотые куски чистой скальной породы, которая не подвергалась никаким воздействиям окружающей среды. Это так называемый глыбовый грунт. Чтобы уложить такой грунт в земляное полотно, его нужно смешать с материалом более мелкой фракции, чтобы не образовалось пустот при уплотнении.

IMG_0072.JPG

IMG_0076.JPG

IMG_0092.JPG

«На предыдущих участках реконструкции трассы А-121 «Сортавала» подобного скального грунта не встречалось, были песчаные и гравелистые грунты. Не везде такое встретишь, такая геология - это особенность Карельского перешейка и Карелии. Чтобы преодолеть это препятствие, нужно правильно разработать, взрыхлить этот скальный грунт и применить в работу при возведении земляного полотна», - отмечает Иван Масленников.

К скрупулёзным видам работ, помимо буровзрывных, стоит отнести и усиление слабого основания на болотистых участках. На некоторых из них можно провести выторфовку с помощью техники, но на наиболее глубоких участках необходимо на месте проводить усиление грунтов. Для этого используются буронабивные сваи диаметром 600 мм по технологии DDS. В местах слабого основания бурится скважина, и под давлением подается бетонная смесь. После этого проводятся работы по армированию, обустройству гибкого ростверка, геотекстиля и арматуры. Всего таких участков 5, и они встречаются там, где спроектированы высокие насыпи. Для их устойчивости и необходимо усилить грунт. Во вторник, 26 июня, эти работы завершились на одном из участков, всего здесь обустроили 620 свай.

IMG_0164.JPG

«Самое сложное, что стояло на пути, мы уже выполнили. Около 35% уже сделано, включая подготовительные работы. По буровзрывным работам выполнено порядка 55-60%. Всё идет по проекту и по графику производства работ. В этом году планируем закончить буровзрывные работы, чтобы следующий год посвятить укладке асфальта и благоустройству всей территории», - отмечает технический руководитель контракта. Пока же в самой высокой степени готовности находится участок со 132-го км по 135-й км, здесь завершаются работы по возведению земляного полотна.

Основание дорожной одежды будет выполнено из ЩПС (щебеночно-песчаная смесь) и песка. По основному ходу проектом предусмотрено 3 слоя асфальтобетонного покрытия из мелкозернистой и крупнозернистой асфальтобетонной смеси: 2 нижних слоя по 7 см, верхний слой – 5 см. На съездах будет уложено 2 слоя асфальта. Укладка асфальта на некоторых участках начнется ориентировочно в сентябре этого года. В работе подрядчик будет использовать асфальтоперегружатель, что позволит уложить покрытие более качественно: использование асфальтоперегружателя позволяет исключить гранулометрическую и температурную неоднородность асфальтобетонной смеси, что позволяет добиться более высокой ровности покрытия.

IMG_0134.JPG

IMG_0097.JPG

IMG_0121.JPG

Грунтовый разрыв

На участке нового строительства кроме водных преград на пути ничего не встречается, что не скажешь об участке реконструкции вдоль существующего грунтового разрыва, здесь много различных инженерных коммуникаций. Это усложняет работы. Например, столбы электросети стоят прямо на скалах, и чтобы их взорвать, нужно либо переключать сеть, либо как-то удерживать столбы. Поскольку ось грунтовой дороги практически совпадает с осью новой дороги, приходится делать перепуски движения, чтобы проводить реконструкцию.

IMG_0183.JPG

Работы тормозят и археологические раскопки на участке рядом с Березово, практически на границе с Карелией. «На нашем участке Институтом РАН было рекомендовано провести археологические раскопки, поскольку по исторической справке рядом с Березово земли раньше принадлежали Финляндии, и еще до Второй мировой войны здесь проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки промысловых стоянок для жилья и охоты наших предков, находки датируются периодом от 4-х до 8-ми тысяч лет назад. Небольшой участок нашей дороги попадает в зону данных раскопок, сейчас там работают археологи. В конце июля они должны завершить работы, после чего мы сможем приступить к земляным работам», - рассказывает Иван Масленников.

По контракту все работы на участке с 131-го км по 153-й км должны завершиться до 20 декабря 2019 года, рабочее движение по нему планируется запустить в октябре 2019 года. О досрочном завершении работ пока говорить преждевременно, но, как отмечает подрядчик, компания всегда стремится завершить работы раньше срока. Сейчас на объекте задействовано порядка 150-170 человек, включая инженерно-технических работников и всех подрядчиков, а также около 100 единиц техники: экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, грунтовые катки, самосвалы.

IMG_0235.JPG

IMG_0242.JPG

IMG_0216.JPG

Новый участок трассы А-121 в Карелии

При въезде в Республику Карелия грунтовый участок трассы А-121 превращается в современную ровную двухполосную магистраль с красивыми скальными рельефами по обеим сторонам. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию участок со 155-го км по 173-й км, в 2015-м году – со 173-го км по 197-й км. Однако дальше трасса начинает петлять, а крутые повороты делают ее небезопасной. Улучшить ситуацию на более чем 14-ти километрах планируется к концу октября 2019 года – участок новой дороги продлят до 215-го км, и практически полностью он будет построен заново в обход существующей дороги.

DJI_0144.JPG

IMG_0309.JPG

ПК 89 в начало хода.JPG

«В начале и в конце хода новый участок стыкуется с существующим направлением, но практически полностью, 14,4 км, он идет по новому направлению. Старый участок имеет параметры IV и V технических категорий, новый же будет иметь параметры III категории», - рассказывает ведущий инженер ПТО строительного управления АО «ВАД» по Республике Карелия Алексей Анхимков.

Контракт на строительство участка с компанией «ВАД» был заключен в июле 2017 года, однако на объект подрядчик вышел только в октябре. Это было связано с земельными вопросами. Сейчас все работы идут по графику, а на некоторых участках даже с опережением, несмотря на то, что геология здесь такая же сложная, как и на участке в Ленобласти: скалы могут резко смениться глубокими болотами, либо наоборот, но подрядчика это не пугает.

«Если взять только геологические условия, данный участок строительства однозначно сложный, но и очень интересный. Примерно такими же были и первые два участка трассы от границы двух регионов. Но как работать здесь, мы знаем», - говорит Алексей Анхимков.

Проектное решение по обильному количеству скальных пород на пути новой дороги здесь аналогично участку от Приозерска до границы с Карелией. Большая часть глыбового грунта идет в насыпь, а излишки либо разравниваются в полосе отвода, либо используются для укрепления земляного полотна на других участках. Весь скальный грунт идет в дело, поэтому карьерный привозной грунт используется только на рабочий и подстилающий слои и на некоторые досыпки. Карельским специалистам также предстоит усилить слабые грунты, к этим работам субподрядчик приступил в июне. Пока сделано 2 участка из 15-ти общей протяженностью 1,3 км.

В составе нового участка два карельских субподрядчика строят 3-пролетный мост через реку Иййоки длиной 136,6 м и путепровод длиной 53,5 м через железнодорожный перегон «Элисенваара – Яккима». На первом объекте работает «Карелстроймеханизация». Опоры моста уже смонтированы и забетонированы, завершается монтаж пролетного строения, которое будет установлено в проектное положение путем надвижки примерно за месяц, начало этих работ запланировано на июль. На сборку пролетов общим весом более 300 тонн ушло 2 месяца.

IMG_0367.JPG

IMG_0356.JPG

IMG_0384.JPG

IMG_0423.JPG

На путепроводе, который строит компания ПСК «Строитель» также возведены все 4 опоры, ведутся небольшие работы по их доработке. Железобетонное пролетное строение уже завезено, и в июле планируется приступить к монтажу, однако для этого потребуются дополнительные согласования с РЖД.

IMG_0455.JPG

IMG_0467.JPG

IMG_0452.JPG

Дорога станет короче почти на 3 км

За счет спрямления трассы на участке со 197-го км по 215-й км путь у автомобилистов станет короче на 2,7 км, новый участок пройдет в обход населенного пункта Ихала и выйдет на существующую трассу перед городом Лахденпохья. На 500 м старого направления А-121 в месте примыкания нового участка будет уложено новое покрытие, в конце лета – начале осени здесь пройдут буровзрывные работы, чтобы разбить скалу, мешающую обзору. Движение по трассе будут перекрывать, о чем водителей заранее проинформируют.

DJI_0196.JPG

IMG_0495.JPG

Под просеку для нового участка уже вырублено 9 Га леса, и это практически весь запланированный объем. Для обустройства насыпи необходимо 750 тысяч м3 материала, порядка половины от общего объема уже возведено. Буровзрывные работы на участке со 197-го км по 215-й км пока выполнены на 60%, а готовность всего участка можно оценить в 60-65%. Всего в строительстве задействовано порядка 220-250 человек и более 60 единиц техники без учета людей и техники субподрядчиков. Когда пойдут другие работы, количество людей и техники увеличится.

По графику работ к укладке асфальта «ВАД» должен приступить здесь только в 2019 году, однако первый асфальтобетон на участке может появиться уже в этом году. «В планах на этот год частично уложить нижний слой асфальтобетона на подготовленных участках, порядка 15 тысяч тонн. Эти работы мы хотим сделать в текущем году, с опережением графика», - отмечает Алексей Анхимков.

На участке с 197-го км по 215-й км запроектировано двухслойное асфальтобетонное покрытие: нижний слой 8 см, верхний – 5 см. Весь асфальт будут укладывать на подстилающий слой (от 62-х до 92-х см) и подушку из ЩПС. На всём протяжении участка между подстилающим слоем и ЩПС для разделения слоев укладывается тканный геотекстиль «Геоспан», чтобы слои покрытия не смешивались. Это должно улучшить несущую способность дорожной одежды.

IMG_0489.JPG

IMG_0524.JPG 

IMG_0531.JPG

Развитие федеральной трассы А-121 «Сортавала» на этом не останавливается. Уже осенью 2018 года в Ленинградской области в эксплуатацию планируется ввести всю V очередь строительства новой дороги с 57-го км по 81-й км, от Сосново до Лосево вместе с мостом через Вуоксу. Дальше в ближайшие годы капитально отремонтируют 2 участка трассы: с 81-го км по 106-й км и со 106-го км по 131-й км, как раз до нового участка от Приозерска до границы соседнего региона. В Республике Карелия проект следующего участка трассы протяженностью 58 км, от 215-го км до 273-го км, обход городов Лахденпохья и Сортавала, по некоторым данным, уже проходит госэкспертизу, и его также ждет реконструкция. В скором времени закончатся работы на участке с 424-го км по 445-й км в Карелии, где новый 19-километровый участок строят в обход населенных пунктов Крошнозеро, Кутчезеро и Щеккила.

Дарья Кильцова

Фото: автора, строительного управления АО «ВАД» по Республике Карелия

Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
  1. Guest

    -Такие живописные места и такое нецелевое использование- кошмар! -Люди, люди: - Где вы?
    "- Сто миллиметровая психика из сплавов нужна ,а не просто железная!"

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений