На участке трассы А-121 осталось выполнить реконструкции последнего участка, в том числе так называемого грунтового разрыва
Трассу А-121 «Сортавала» в Ленинградской области заканчивают приводить в порядок. Федеральным дорожникам осталось выполнить реконструкцию последнего участка и ликвидировать оставшийся грунтовый разрыв на границе с Карелией.
Утром в воскресенье, 20 августа, на выезде из города Приозерск в Ленинградской области было многолюдно. Дать «отмашку» началу реконструкции очередного участка федеральной дороги А-121 «Сортавала» приехал лично министр транспорта РФ Максим Соколов в компании с губернатором региона Александром Дрозденко, представителями Росавтодора и ФКУ Упрдор «Северо-Запад». В этот день работы, можно сказать, официально стартовали на отрезке трассы с 131-го км по 153-й км, в составе которого как раз будет ликвидирован грунтовый разрыв, вызывающий негодование автомобилистов во время весенней распутицы.
Автомобильная дорога А-121 «Сортавала» начинается от КАД Санкт-Петербурга, идет через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска (Карелия). В ведении ФКУ Упрдор «Северо-Запад» находится чуть более 165 километров дороги. После границы с Карелией за состояние трассы отвечает уже другое подведомственное Росавтодору ФКУ. В течение последнего десятилетия работы на этой важной транспортной артерии велись поступательно от Петербурга, где трафик наиболее интенсивный. Теперь на выезде из Северной столицы трасса «Сортавала» представляет собой широкую четырехполосную автодорогу с бетонным барьерным разделителем встречных потоков, освещением, новыми знаками и табло переменной информации. Сейчас дорожники завершают на прилегающем к городу участке монтаж элементов системы АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением). Трасса отвечает всем требованиям безопасности и находится в нормативном состоянии.
Сейчас федеральные дорожники ведут строительство еще одного участка «Сортавалы» на территории Ленобласти с 57-го км по 81-й км - от поселка Сосново до поселка Лосево. Сдача объекта намечена на четвертый квартал 2018 года. Существенная часть дороги практически готова. Новый участок 20 августа по дороге в Приозерск успели показать журналистам, а пока он открыт только для спецтехники подрядчика. Еще один отрезок, на котором планируется капитальный ремонт, - км 106 – км 131 – стоит в плане на 2018 – 2019 годы.
Что касается непосредственно участка с км 131+200 по км 153+850, где реконструкция только что стартовала, работ здесь предстоит немало. Трасса здесь запроектирована с учетом нормативных требований для III категории дороги с расчетной скоростью движения 100 км/ч под трафик в 5100 машин в сутки. Участок пролегает через населенные пункты Приозерск, Бригадное, Бурнево, Березово. Если быть точнее, он начинается в черте Приозерска – на выезде из города. В рамках строительства подрядчику нужно будет возвести два автомобильных моста через реку Тихая (мост с четырьмя пролетами на км 134+656, с тремя - на км 135+599) и реконструировать однопролётный железнодорожный путепровод через автодорогу на км 149+700. Также на участке обустроят площадки отдыха с местами для стоянки легковушек и грузовиков. А у памятника участникам Великой Отечественной войны будет сделана стоянка только для легковых машин. Предусмотрено проектом оборудование постов весового контроля.
Работать подрядчик будет в весьма непростых условиях. На участках, где автотрасса идет через болотистую местность, и в местах залегания глин дорожники полностью заменят слабые грунты и сделают отсыпку насыпи на минеральное дно. На некоторых участках со слабыми грунтами предусмотрена не только отсыпка основания, но и устройство буронабивных свай диаметром 600 мм. Специалисты объясняют, что такая технология используется в современном дорожном строительстве для стабилизации слабых водонасыщенных пылевато-глинистых грунтов в основаниях насыпей трассы. Там, где «Сортавала» идет по скальным грунтам, придется вести буровзрывные работы. В завершение работ на трассе уложат новое асфальтобетонное покрытие из горячей мелкозернистой и крупнозернистой щебеночной смеси. Ширина проезжей части на участке составит 7 м, ширина обочин – 2,5 м.
Позаботились проектировщики и об экологической безопасности. На участке построят ливневую канализацию. В пределах водоохранных зон вода, собранная с проезжей части, будет поступать в дождеприемные колодцы закрытой системы ливневой канализации, после чего направляться в очистные сооружения. Также вдоль дороги смонтируют сетчатые ограждения, чтобы предотвратить выход на дорогу диких животных, а значит и ДТП с их участием.
Нельзя не упомянуть о набившем оскомину любителям поездок в Карелию грунтовом отрезке «Сортавалы» на границе Ленобласти. Этот пятикилометровый участок с км 148+541 по км 153+850 действительно давно требовал вмешательства. Дорога тут не только не отвечает нормативным требованиям. Дело в том, что трафик на «Сортавале» (как впрочем, и на других федеральных трассах) неуклонно растет. Дорогой пользуются как водители легковушек, так и многочисленные грузоперевозчики, в том числе водители многотонных фур. В непогоду, в весеннюю распутицу, когда грунт переувлажнен, транспортно-эксплуатационные показатели участка (ровность и сцепные свойства покрытия, прочность дорожной конструкции) значительно ухудшаются – возникают различные дефекты, снижающие уровень безопасности движения. Яркий пример тому – ситуация, сложившаяся весной этого года. Тогда очевидцы выложили в сети видеозаписи и фото с грунтового участка, на котором большегрузы попросту застряли. Да что там большегрузы, с трудом по грязи и лужам двигались даже внедорожники. После получения сигнала о затруднениях на дороге Упрдор оперативно направил на место спецтехнику для подсыпки поврежденных участков. В настоящее время дорожники регулярно мониторят обстановку на этом отрезке, при необходимости проводится подсыпка и грейдирование.
Оценивая состояние транспортной инфраструктуры Ленобласти, глава Минтранса РФ Максим Соколов отметил, что регион является ключевым из-за прохождения по его территории важных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», выходов к портам. «Развитие транспортной инфраструктуры на территории идет достаточно динамично, - подчеркнул глава ведомства. – За последние 15 лет удалось за счет развития портов Балтики вернуть на должный высокий уровень экспортную базу. Ленобласть заняла прочное место в сфере транзитных перевозок не только Северо-Запада, не только России, но и всей Евразии. Для достижения этой цели были сконцентрированы усилия федеральных и региональных властей». В текущем году вводится участок подъезда к порту Усть-Луга, активно модернизируется трасса М-10 «Москва – Петербург», строится скоростная автомагистраль М-11, реконструируется дорога А-181 «Скандинавия», строятся подходы к Гатчине, напомнил Соколов.
По итогам торгов контракт на реконструкцию 20-километрового участка трассы А-121 «Сортавала» заключен с АО «ВАД». Общая стоимость работ – порядка 7,2 млрд рублей. Согласно условиям контракта, подрядчик должен завершить их не позднее 20 декабря 2019 года. Финансирование осуществляется из федеральной казны. После реконструкции проехать этот отрезок дороги автомобилисты смогут примерно за 20 минут, тогда как сейчас требуется около 50. В целом же в 2019 году трасса «Сортавала» будет соответствовать нормативным требованиям на всем своем протяжении.
Алексей Ботев