Власти Ленобласти выступили с инициативой по внедрению системы взимания платы с большегрузов «Платон» на региональные дороги страны и предложили Ленобласть в качестве пилотного субъекта
Власти Ленинградской области предлагают внедрить систему взимания платы с владельцев большегрузов «Платон» на региональные дороги страны. Пока же система работает только на федеральных трассах, но многие регионы разделяют позицию Ленобласти и готовы поддержать инициативу в Минтранс РФ. Региональные власти рассчитывают за счет «Платона» сохранить опорную сеть дорог. Перевозчики согласны, что региональные трассы требуют ремонта, однако может получиться так, что это ляжет на плечи грузовладельцев, а также скажется на стоимости товаров.
Пилотный регион
В качестве пилотного региона, где систему «Платон» можно распространить на дороги регионального значения, чиновники Ленобласти выдвинули свой субъект. В ближайшие недели специальная рабочая группа, состоящая из представителей разных регионов, сформирует резолюцию, после чего документ направят в Минтранс РФ и Росавтодор.
«Это решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Система «Платон» уже полностью работает на федеральных дорогах. Мы просто просим спустить ее на региональный уровень. Почему? На региональные дороги постоянно увеличивается нагрузка: растет грузооборот порта в Усть-Луге - в 2017 году он достиг 100 млн тонн. Серьезно развивается порт Приморск. Рядом с Ленобластью две государственные границы, Эстония и Финляндия. Таких регионов в стране, где совпало бы столько факторов, не так и много. Мы видим, что грузооборот всё увеличивается и увеличивается. Большегрузы, чтобы не платить, уходят с федеральных трасс на региональные дороги, которые не подготовлены для таких нагрузок,- прокомментировал глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский. - Нам просто необходимо хотя бы сохранить опорную сеть дорог. Из 10 тысяч км дорог 4,5 тысячи км требуют пристального ремонта. Если мы никак не повлияем на ситуацию, мы просто с каждым годом будет терять эту опорную сеть. Это уже крик сердца».
Резолюцию в Минтранс планируется сформировать за несколько недель. «Есть сложность в привлечении системы «Платон» - в законодательстве прописана фраза, что систему можно использовать только на дорогах федерального значения. Эту фразу нужно изменить, чтобы притянуть «Платон» в регионы», - пояснил директор ГКУ «Ленавтодор» Денис Седов.
Весогабарит против «Платона»
Помимо «Платона» власти Ленобласти рассматривают и вариант установки на своих дорогах системы автоматического весогабаритного контроля, которая уже применяется на региональных трассах в других субъектах страны. «Мы сейчас взвешиваем, что лучше. Дадут нам «Платон», так лучше уж внедрить готовую систему в региональный бюджет, чтобы она работала как настроенный механизм, чем «изобретать новый велосипед», - пояснил Седов.
Система автоматического весогабаритного контроля, в частности, работает в Нижегородской и Калининградской областях. Эти регионы уже столкнулись с несовершенством законодательной базы по взысканию долгов при такой системе. «Штрафы начинают обжаловать: у вас не так датчик откалиброван, у вас не так камера стоит. Штрафов власти выставили на большую сумму, а взысканий только на 200 млн рублей, - отмечает директор «Ленавтодора». - Нам не надо штрафов, нужно, чтобы те, кто пользуется дорогой, оплачивали ремонты».
Дорожники Ленобласти рассчитывают, что внедрение «Платона» на региональных трассах полностью избавит их от тех машин, которые сейчас съезжают с федеральных трасс на региональные, чтобы объехать рамки. Это позволить сохранить существующую опорную сеть дорог региона.
«Сохранность трасс даст возможность их реже ремонтировать, следовательно, можно будет уделить внимание другим дорогам, восстановить их, и за счет увеличения межремонтных сроков мы сможем экономить бюджетные деньги. Эту экономию пока никто не может просчитать, но она есть», - уверен Денис Седов.
Читайте также: На въездах в Петербург к концу 2018 года установят 23 рамки автоматического весогабаритного контроля
Ремонтировать дороги нужно, но за чей счет?
Грузоперевозчики согласны, что при внутрироссийских перевозках нагрузка ложится как на дороги федерального значения, так и на региональные, и последние находятся не в самом лучшем состоянии. Если пытаться решить проблему качества дорог за счет системы «Платон», то это напрямую скажется на себестоимости перевозимой продукции.
«Фактически за «Платон» платит всегда перевозчик. Но он включает эти затраты в стоимость перевозки, то есть перекладывает на грузовладельца. У владельцев транспорта нет особого выбора, если хочешь работать, то плати за пользование дорогами. Введение платного проезда по региональным дорогам приведет к очередному повышению стоимости перевозок и отразится на себестоимости перевозимой продукции. Также это повысит финансовую нагрузку на транспортные компании, которым придется резервировать средства для оплаты проезда», - поделился мнением с «ДорИнфо» начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР» Алексей Черкашин.
Специалист не уверен, что такое нововведение как «Платон» на региональных дорогах может быть своевременными и логичными. Однако если это позволит привести дороги в нормальное состояние и улучшить придорожную инфраструктуру, то оно будет оправданно.
Логику в распространении системы «Платон» на трассы регионального значения видит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов, поскольку это продолжение политики по дополнительному (к транспортному налогу) сбору денежных средств на ремонт дорог.
«К сожалению, во многих субъектах России состояние дорожного полотна оставляет желать лучшего. В Ленинградской области это объясняется сразу несколькими факторами: объезд водителями участков федеральных трасс, где установлены рамки системы «Платон», развитие крупных производств, отсутствие полноценного контроля за соблюдением нагрузки на ось транспортного средства. Особенно тяжелая ситуация в Выборгском и Приозёрском муниципальных районах. Так что ремонт необходим - осталось понять, за чей счет», - отмечает Миронов.
Введение системы «Платон» на региональных трассах поможет собирать больше средств на реконструкцию дорог, и важное значение здесь имеет размер ставки. «Использование ставок, аналогичных федеральным неизменно приведёт к росту затрат грузоперевозчиков. Это, в свою очередь, отразится на себестоимости продукции: её увеличение будет заметно для местных и региональных производителей, которые реализуют продукцию внутри региона в больших объёмах. Ещё одним последствием такого введения станет переориентация 20-тонного транспорта с доставок внутри регионов на магистральные направления и увеличение использования на региональных дорогах мелкотоннажного транспорта», - считает эксперт.
Добавим, регионы заявляли о готовности использовать опыт «Платона» на своих дорогах еще в 2016 году, поскольку видели в этом новый источник пополнения региональных дорфондов. Тогда же Минтранс РФ заявлял, что, прежде чем говорить о возможности введения «Платона» в субъектах, необходимо посмотреть, как система зарекомендует себя на федеральных трассах в полноценном режиме. В 2016 году никаких законопроектов по «Платону» и региональным дорогам Минтранс не готовил. Не ведется эта работы и спустя 1,5 года, сообщили 19 апреля порталу «ДорИнфо» в ведомстве.
Дарья Кильцова
Фото: ДорИнфо