В ближайшие 6 лет власти России намерены всерьез привести в порядок региональные дороги в стране

В послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин в марте 2018 года дал четко понять, что в стране необходимо всерьез задуматься о качестве региональных и местных дорог, акцент нужно сместить с федеральной сети, которая почти на 80% приведена в нормативное состояние, на региональную. О повышении качества дорог в регионах говорят много лет и на разных уровнях, однако о масштабности мер пока речи не идет, даже в приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» вошли только 36 регионов (38 агломераций). Однако теперь некоторую уверенность в изменении ситуации внушает практически двукратное увеличение расходов на дорожную отрасль — более 11-ти трлн рублей.

Слова Президента

Речь Владимира Путина про дорожное хозяйство началась с таких слов: «Мы серьёзно обновили федеральные автомобильные трассы. Теперь нужно привести в порядок региональные и местные дороги. Я сейчас не буду называть цифры, но я об этом знаю. Федеральные трассы действительно в значительной степени приведены в порядок. Чуть хуже дело обстоит с региональными. А местные - это вообще никуда не годится».

Федеральным трассам действительно последние годы уделяется пристальное внимание. Так, за последние пять лет, с 2012-го по 2017-й годы, уровень соответствия подведомственных Росавтодору федеральных автомобильных дорог нормативным требованиям вырос с 39% до 77,96%. Построены и реконструированы участки трасс общей протяженностью более 2,1 тыс. км. Такие цифры глава ведомства Роман Старовойт озвучил 20 марта на заседании Коллегии ФДА. К концу 2018 года нормативным требованиям будет соответствовать уже 82,8% федеральных дорог страны.

С региональными дорогами ситуация намного хуже. По данным Росстата, в стране насчитывается порядка 500 тыс. километров дорог регионального значения и около 930 тыс. километров дорог местного и муниципального значения. При этом соответствие нормативам по региональным дорогам - лишь 41,5% от всей протяженности, а по муниципальным дорогам и местным дорогам - менее 40%. Такие данные летом 2017 года озвучил Министр транспорта РФ Максим Соколов.

«Обращаюсь к руководителям регионов и городов: состояние дорог должно быть постоянно в центре вашего внимания. Нужно наращивать качество и объёмы дорожного строительства, использовать для этого новые технологии и решения, инфраструктурную ипотеку, контракты жизненного цикла», - отметил Владимир Путин в своем послании.

Исходя из слов главы государства, эти задачи будут подкреплены финансово. «В общей сложности в предстоящие 6 лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, направить на эти цели более 11 триллионов рублей из всех источников. Это много, имея в виду, что в 2012–2017 годах мы на эти цели направили 6,4 триллиона рублей, тоже большая цифра, но нужно 11», - отметил Владимир Путин.

Что готовы предложить Минтранс и Росавтодор?

Министерство транспорта РФ и Росавтодор со своей стороны готовы оказывать всестороннюю поддержку регионам, а также организационно и структурно выполнять задачу, поставленную Президентом. Необходимая работа уже ведется, заверяет Роман Старовойт.

«Необходимо сформировать пакеты проектов, потому что сумма в 11 трлн рублей, озвученная в послании, это существенное увеличение объемов. Мы понимаем, что не все средства пойдут на федеральные автомобильные дороги, потому что сегодня уровень состояния региональных трасс существенно отличается в худшую сторону от федеральных дорог. Это показал и проект «Безопасные и качественные дороги», не всегда регионы готовы к реализации крупных и масштабных строек, утрачены навыки управления такими проектами, и региональные дорожники не всегда готовы справляться с такими объемами. Поэтому Минтранс РФ и Росавтодор готовы оказать всестороннюю поддержку регионам. В соответствии с поручениями Президента Росавтодор и Минтранс готовят соответствующие предложения в Правительство РФ», - сообщил глава ФДА.

Первый замглавы Минтранса РФ Евгений Дитрих уверен, что начало проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2016 году показало, что федеральные и региональные власти могут работать вместе. «Теперь необходимо, чтобы в таком проекте приняло участие большее количество городов, мы должны создать для всех проживающих в городских агломерациях условия для безопасного и комфортного передвижения», - отметил Дитрих.

Напомним, ранее на одном из круглых столов «Единой России» обсуждалась необходимость расширения проекта БКД. Сейчас в проекте участвуют 36 субъектов (38 агломераций), в крупных городских агломерациях которых численность населения превышает 500 тысяч человек. Специалисты предлагали допустить к участию все административные центры регионов уже с 2019 года. Тогда же сообщалось, что Минтранс РФ уже изучает возможность создания проекта, аналогичного БКД, в отношении городских агломераций субъектов РФ, не вошедших в указанный проект.

В 2017 году общий объем финансирования мероприятий в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» составил 64,9 млрд рублей. Из федерального бюджета было выделено 31,2 млрд рублей, еще 33,7 млрд рублей направили местные и региональные бюджеты. За год было отремонтировано 5103,9 км дорог, это более 3700 дорожных объектов. Удалось ликвидировать 1313 мест концентрации ДТП, а нормативному состоянию на конец 2017 года соответствовало 52,5% всей дорожной сети агломераций.

В 2018 году Правительство РФ в рамках проекта предоставило регионам 31,25 млрд рублей. Столько же направят и сами регионы. Больше всех, по 1,5 млрд рублей, получат Самарская область и Республика Татарстан. 9 субъектов получат по 1 млрд рублей: Республика Башкортостан, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Воронежская, Омская, Новосибирская, Саратовская и Челябинская области, остальные меньше. С 2019 года планируется, что регионы в рамках БКД займутся капиталоемкими объектами. 

По словам Евгения Дитриха, Минтранс РФ составил схему по приемке от регионов отдельных участков автомобильных дорог в федеральную собственность. Это позволит по маршрутному принципу определить, какими направлениями будет насыщаться федеральная дорожная сеть в ближайшее время, до 2024-го и до 2030-го годов. Однако важная роль должна быть отведена и регионам. Важный пункт в послании Владимира Путина, по словам Дитриха, - модернизация и расширение магистральной инфраструктуры, под это определение в полной мере попадает транспортная и дорожная инфраструктура.

«Необходимо понять, какой элемент магистральной инфраструктуры относится к ведению наших регионов, разработать эту магистральную инфраструктурную дорожную сеть с учетом потребностей регионов», - отметил Дитрих.

Где регионам взять деньги?

Проблема качества дорог в регионах уже вышла на 1-е место для местных жителей, утверждает член Общественной палаты РФ Петр Орлов. «В прошлом году мы выезжали в 50 регионов и 75 городов, вопросы по дорогам чаще становятся на первое место даже с вопросами по ЖКХ. Не уменьшая внимания к федеральным трассам, нам всем нужно сместить акценты на дороги регионального и местного значения», - заключил Орлов на заседании Коллегии ФДА.

При этом стоит отметить, что в России бюджеты 44 регионов дефицитны. При всём желании регионы не смогут уделять дорогам большего внимания без дополнительного финансирования. Ряд мер для повышения финансирования региональных дорог подготовлен и постепенно реализуется Минтрансом. В частности, Правительством РФ уже принят проект федерального закона по направлению средств от штрафов за нарушения ПДД в региональные дорожные фонды, документ направлен в Госдуму. «Уверен, что в ближайшее время Дума его рассмотрит. Это даст в 2019 году субъектам РФ 61,5 млрд дополнительных средств в дорожные фонды, которые могут быть направлены как на улучшение дорожной ситуации, так и на мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения», - отметил Евгений Дитрих.

С Министерством финансов Минтранс находится в постоянной дискуссии по поводу поэтапного повышения уровня акциза, который должен направляться в региональные дорожные фонды. «Также мы подробно взаимодействуем с Министерством экономики по поводу механизма инфраструктурной ипотеки, которая позволит направить дополнительные заемные средства на строительство отдельных участков дорог, расширение узких мест, обходы городов, с тем, чтобы регион смог рассчитываться за эти объекты в течение какого-то срока за счет средств своего бюджета либо платы пользователей, если эти объекты будут работать на платной основе», - рассказал первый замглавы Минтранса РФ. Со схожими предложениями выступают и региональные власти, что подтвердил в своем выступлении на научно-практической конференции Росавтодора губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

«Все эти механизмы существуют, важно их последовательно продвигать. Мне кажется, что указание Президента относительно существенного повышения уровня финансирования отрасли позволит регионам выполнить поставленные задачи», - заключил Евгений Дитрих.

Добавим, что регионы помимо БКД также получают федеральное финансирование дорожной сферы в рамках таких федеральных целевых программ, как «Развитие транспортной системы России» и «Устойчивое развитие сельских территорий», и за счет иных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности. Деньги из федеральной казны выделяют субъектам и в рамках крупных мероприятий в стране, таких как ЧМ по футболу. К слову, этой возможностью в полной мере воспользовалась Калининградская область

Дарья Кильцова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789