30 мая было принято решение о выделении 26,273 млрд рублей из федерального бюджета на строительство четвертого моста через Обь в Новосибирске.

Заседание Правительственной комиссии по транспорту, на котором рассматривались три важнейших дорожно-транспортных проекта государственно-частного партнерства (ГЧП), наконец-то состоялось. 30 мая было принято решение о выделении 26,273 млрд рублей из федерального бюджета на строительство четвертого моста через Обь в Новосибирске.

Лучший ГЧП-проект

По информации заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгения Ракова, на Правительственной комиссии было представлено три ГЧП-проекта: строительство обхода Хабаровска, участков трассы Пермь – Березники со строительством Восточного обхода Перми и мост через Обь в Новосибирске.

«По результатам комиссии наш проект занял первое место, по интегральной оценке он набрал 0,86 балла. Аналитический центр, который был создан при Правительстве РФ, подтвердил данные по нашему проекту, расчеты финансово-экономической модели и те суммы, которые мы заявляли, на сегодняшний день подтверждены», — сообщил журналистам 31 мая Евгений Раков.

Стоимость строительства четвертого моста на сегодняшний день определена в 40,6 млрд рублей, с учетом НДС и доходности концессионера. Объем реализации —30,37 млрд (в ценах третьего квартала 2015 года). Как отметил Раков, сумма федерального гранта рассчитывается именно от стоимости реализации проекта, то есть от 30,37 млрд рублей.

Финансирование проекта распределяется следующим образом: 10,4 млрд рублей — средства концессионера (собственные и заемные), 26,3 млрд рублей — федеральные деньги, 3,9 млрд рублей — деньги Новосибирской области. Как сообщалось ранее, федеральные средства планируется выделить из средств, собранных системой «Платон», эту информацию подтверждают и в Минтрансе Новосибирской области. Однако, как именно регион получит данную сумму – частями по годам, или всю разом – пока не слишком понятно.

Когда начнется строительство?

«Правительственная комиссия — это первый этап реализации проекта. На втором этапе будут определены графики и суммы финансирования, которые, в свою очередь, зависят от лимитов, которые доведены до Министерства транспорта РФ, и от того, какие средства Минтранс доведет до Росавтодора», — отмечает Евгений Раков.

Какие именно суммы из федерального бюджета будут выделены в 2017 году, станет известно только на этапе завершения конкурсных процедур, говорит чиновник. По планам правительства Новосибирской области, они должны завершиться в конце октября (ориентировочно 23 числа) — начале декабря (6 числа) 2017 года. В этот период уже должно быть подписано концессионное соглашение. Если всё пойдет именно по такому плану, то строительно-монтажные работы могут начаться уже в конце 2017 года. На строительство моста уйдет 4,7 – 5 лет.

Сроки определения концессионера уже много раз переносились, а сам проект концессионного соглашения несколько раз подвергался корректировке. Евгений Раков объясняет это отчасти тем, что оттягивалось заседание Правительственной комиссии, и власти региона не знали точных сумм, которые область сможет получить из федерального бюджета.

На первом этапе конкурса были определены три участника-концессионера: Новосибирская, Сибирская и Северо-Восточная концессионные компании. Самый первый срок вскрытия конвертов с предложениями концессионеров был намечен на 15 ноября 2016 года, затем дата переносилась на 7 февраля, 31 марта и другие даты, соответственно переносилась и дата подписания концессионного соглашения. Сейчас сроки вскрытия конвертов с заявками вновь передвинуты — теперь с 8 июня на 7 августа, после чего в течение месяца будет выбран один участник, который предложит наиболее приемлемые для правительства Новосибирской области условия.

По информации Евгения Ракова, стоимость подготовительных работ составляет 3,8 млрд рублей. Они включают в себя выкуп территорий, снос зданий, оформление земельных участков и вынос коммуникаций. Всего для нового моста под снос пойдут 360 объектов: 279 гаражей, теплиц и других нежилых построек и 81 жилое здание.

«Мы предполагали, что старт строительства проекта будет дан в 2017 году, рассчитывали на получение федерального гранта в размере 371 млн рублей. Свои деньги примерно в такой же пропорции мы закладывали в бюджет области, 200 млн рублей у нас было заложено. Расходовать данные средства мы начнем только после подписания соглашения с Росавтодором о выделении субсидии», — заявил замминистра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области

Чего добились депутаты

Стоит напомнить, что четвертый мост через Обь в Новосибирске будет платным, в связи с чем у депутатов областного Законодательного собрания возникало немало вопросов к правительству региона. Главной претензией и опасением у парламентариев была сумма минимального гарантированного дохода концессионера, которая изначально составляла 91 млрд рублей. Депутаты были уверены, что это неоправданно большая сумма, которая может стать бременем областного бюджета, поскольку разницу в доходе должен компенсировать регион.

В итоге депутатам удалось добиться пересмотра финансовой модели, в результате размер минимального дохода концессионера сократился, однако изменения не были внесены в конкурсную документацию.

«Мы не спешили с изменениями, хотели дождаться точных цифр. На сегодняшний день нам цифры уже понятны. В ближайшее время мы внесем изменения в 159 Постановление, думаю, 5 июня документы будут представлены правительству региона. Изменятся все цифры, в том числе сумма минимального гарантированного дохода уменьшится. На сегодняшний день эта сумма составляет 48 млрд рублей вместо изначального 91 миллиарда», — заявил Евгений Раков.

Чиновник назвал и предварительную стоимость проезда по четвертому мосту. При расчете трафика транспортные средства были разделены на четыре категории, стоимость проезда для первой составит 100 рублей, затем 150, 200 и 300 рублей. Последняя сумма предназначена для большегрузного транспорта. Ранее же власти Новосибирской области заявляли, что для легковой машины максимально проезд может стоить 150 рублей.

Напомним, четвертый мост через Обь будет соединять Южную площадь на правобережье и площадь Труда на левобережье Новосибирска. Также планируется построить развязки на обоих берегах Оби и тоннели под железной дорогой. Общая строительная длина объекта составляет 6,4 км, с учетом всех съездов и развязок. Протяженность самого мостового перехода — 1,5 км. Мост будет шестиполосным.

Добавим, пока по результатам Правительственной комиссии известно о финансировании двух ГЧП-проектов. Помимо проекта Новосибирска одобрение получил и проект моста через Чусовую в Пермском крае. Как сообщает пресс-служба правительства региона, заместитель руководителя аппарата Правительства Российской Федерации Максим Акимов поручил федеральному министерству финансов изыскать возможность направить средства федерального бюджета на мост через реку Чусовую. Данное решение дает возможность краевому министерству транспорта заключить концессионное соглашение с «Пермской концессионной компанией». Информации по третьему ГЧП-проекту — Обходу Хабаровска – пока нет.


Дарья Смирнова


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789