Итоги года работы системы «Платон» подвели в рамках «Транспортной недели» в Москве.
Системе взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам «Платон» исполнился год, и столь значимую дату, можно сказать, официально отметили на ежегодной отраслевой «Транспортной неделе» в Москве. На конференцию, посвященную итогам работы системы в течение первого года, собрались представители Росавтодора, Минтранса РФ, «РТ-Инвест Транспортные Системы» (оператор системы), экономисты. Сообщество перевозчиков за «круглым» столом представляли президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин и вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. Еще несколько перевозчиков и даже дальнобойщиков находились в зале и получили возможность вставить свои замечания ближе к концу мероприятия. Модератором обсуждения выступил замглавы Росавтодора Дмитрий Прончатов, курирующий «Платон» с момента запуска.
Начиная обсуждение, Дмитрий Евгеньевич подчеркнул, что все опасения, как оппонентов системы, так и самого Росавтодора, на сегодняшний день остались в прошлом. Система работает, в ней зарегистрировано 780 тысяч транспортных средств массой свыше 12 тонн, что составляет около 80% от имеющегося количества большегрузов. Из-за введения льготного тарифа не оправдался прогноз по сборам: планировали собрать 40 млрд рублей, на сегодняшний день собрано 17,5 млрд рублей. Прогнозируется, что до конца года удастся собрать 19,5 - порядка 20 млрд рублей. Таким образом, несмотря на кризис и протесты в начале запуска системы, все участники рынка, крупные и средние компании, констатируют: хоть и с замечаниями, но система оправдывает существование и соответствует лучшим образцам, существующим в мировой практике, отметил Прончатов.
Замглавы ФДА не преминул напомнить присутствующим и о том, что деньги, собранные «Платоном», расходуются достаточно публично. И все вопросы о том, на что они пойдут, громкие заголовки СМИ о «сборах Ротенберга», обвинения дальнобойщиков в этом контексте, остались в прошлом. Действительно, после соответствующих Постановлений Правительства РФ о распределении средств об этом не говорил разве что ленивый. Власти регионов ожидаемо положительно оценили выделение дополнительной федеральной помощи на ремонт дорог и уникальных сооружений. О том, что и где удалось отремонтировать или построить на эти деньги, «ДорИнфо» неоднократно писал ранее.
В ближайшей перспективе средства, собранные «Платоном», позволят начать реализацию ряда проектов в субъектах на условиях государственно-частного партнерства. Эта тема стала одной из ключевых на «Транспортной неделе». Об этом говорило руководство Росавтодора, министр транспорта РФ Максим Соколов, губернаторы субъектов и инвесторы. «Запуск «Платона» дал толчок развитию региональных инициатив, - подчеркнул на конференции Дмитрий Прончатов. - Регионы только начали понимать, что такие решения возможны. Но семь заявок из субъектов уже поступило. Они включились в эту мощную волну развития ГЧП. Причем, благодаря «Платону» возникают новые проекты, у которых без него не было бы шанса». На сегодняшний день в «финал» гонки за средства «Платона» вышли шесть проектов. Сейчас они рассматриваются правительственной комиссией, которая должна принять решение в декабре этого - январе следующего года.
Цифр на мероприятии добавил глава Ассоциации РАДОР Игорь Старыгин. В частности, он сообщил, что в 2016 году после строительства и реконструкции введено более 1770 км дорог - на 18% больше, чем в 2015 году. После ремонта ввести планируется 9,3 тыс. км - на 17% больше прошлогоднего показателя. Также на дорогах в субъектах вводится 470 км линий освещения, а это на 49% больше, чем год назад. Такие показатели стали возможными благодаря решениям Правительства, в том числе, в части распределения средств, собранных системой «Платон», подчеркнул Старыгин.
«Что касается регулирующей функции «Платона», то часть перевозчиков стала работать «в белую», - заметил гендиректор Ассоциации РАДОР. - Рынок серых перевозок уменьшается. Но мы отмечаем, что часть перевозчиков будут искать и ищут пути объезда контрольных точек (рамок контроля оплаты в системе «Платон» - авт.) на региональных дорогах. Опасения по этому поводу на сто процентов подтвердились. Особенно значительно трафик вырос на региональных трассах в Ленинградской, Саратовской областях, Краснодарском крае. А это грозит ухудшением состояния дорог. Поэтому те подходы, когда предлагается распространить действие системы на все дороги, остаются актуальными».
В случае, если перевозчик не оплатил проезд своей многотонной фуры по федеральным трассам, и нарушение зафиксировано, нарушителю положен штраф. Изначально планировалось, что он будет существенно больше, но позже его размер значительно снизили. На сегодня нарушитель штрафуется на 5 тыс. рублей для «первого раза» и на 10 тыс. рублей за повторное нарушение. Замруководителя Ространснадзора Асланбек Ахохов на конференции отметил, что на сегодняшний день в рамках системы «Платон» удалось обеспечить внесение платы за пользование дорогами почти в стопроцентном объеме. К 1 ноября 2016 года составлено порядка 35 млн штрафных санкций, 8,5 тыс. постановлений. Штрафы полностью поступают в дорожный фонд. Если бы размер штрафов не был уменьшен, их сумма должна была быть выше - до 50 млн рублей. «Но у нас нет цели, чтобы сумма штрафов росла, - подчеркнул Ахохов. - Надо, чтобы перевозчики по правилам оплачивали проезд и способствовали развитию системы».
Дополнительную статистику, которую удалось получить после запуска системы, привел генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков. Он сообщил, что с помощью «Платона» собрано 17,8 млрд рублей, в системе в том числе зарегистрировано 120 тысяч нерезидентов, которые являются самыми дисциплинированными пользователями. Пользователи системы «Платон» делятся следующим образом: 60% - это физические лица, владельцы коммерческого транспорта, 24% - юрлица, 16% - индивидуальные предприниматели. Таким образом отрасль характеризуется высокой степенью самозанятости. Число зарегистрированных в системе пользователей зависит от деловой активности в федеральном округе, поэтому в лидерах - Центральный федеральный округ. У оператора есть данные о том, что еще около 200 тыс. транспортных средств продолжают уклоняться от оплаты. Поэтому Замков призвал к ужесточению надзорных мероприятий и прекращению «уговоров» перевозчиков. По регионам в лидеры вышли Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Татарстан. Также сюда попал Ханты-Мансийский автономный округ - Югра за счет активно работающего нефтегазового комплекса. Статистика начислений по субъектам говорит о другом, заметил Замков. «Первый эффект, который мы увидели и поначалу не могли найти ему объяснение, - рассказал руководитель компании. - То есть в лидерах по-прежнему Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан. И тут неожиданно появляются такие области, как Ивановская, Смоленская, которые выходят в лидеры по начислениям по месту регистрации ТС. Оказалось, все просто. Крупным компаниям проще регистрировать парк в тех регионах, где ниже транспортный налог. То есть получается: транспортный налог платим в одном регионе, работаем совершенно в другом регионе».
По общему проникновению бортовых устройств зарегистрированных пользователей превышено 80%, продолжил Замков. Компания надеется, что маршрутные карты, как способ оплаты, в будущем останутся только у нерезидентов. Пик перевозок приходится на лето и ноябрь — декабрь, а на январь - февраль — спад. Большинство нерезидентов из Республики Беларусь и Казахстана, чуть меньше — Украина, Польша и другие соседи. Всего же в системе представлены 60 стран. Лидером по начислениям среди нерезидентов является Республика Беларусь.
«О чем всегда говорят на круглых столах представители всевозможных ассоциаций? О том, что случится трагедия, запуск инфляции, удорожание продуктов и коллапс, - напомнил Антон Замков. - Мы взяли в двух разрезах: классифицировали перевозчиков и интенсивность использования ими федеральных дорог. 63% всех пробегов по всем нашим дорогам ведут профессиональные логисты. Те, кто перевозят грузы. Ни продукты, ни стройматериалы. Это люди, у которых логистика - это бизнес. И это лишний раз подтверждает, что принцип «пользователь платит» верен».
К довольно неожиданному выводу пришли аналитики компании, оценив частоту использования постоплаты, которой так долго требовали перевозчики. Решение о ее вводе принималось достаточно тяжело, рассказал Замков, однако сейчас выясняется, что это абсолютно не востребованный рынком продукт. Ни одна крупная компания на нее не перешла. Изредка ею пользуются физлица и индивидуальные предприниматели.
Не могли не поднять на этом мероприятии тему возможного распространения системы «Платон» на грузовики с массой от 3,5 тонны и даже на все ТС. Этот вопрос на «Транспортной неделе» обсуждался тоже не раз, но пока достаточно осторожно. Мнения здесь полярны: от твердой поддержки этого решения (за что особенно ратует директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин) до крайнего неприятия, которое выражают в первую очередь сами автовладельцы. Точку зрения ВШЭ представила Директор центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. По ее словам, Институт рассматривает возможности пополнения дорожных фондов за счет введения платы и модернизацию системы «Платон» на основании главным образом зарубежного опыта.
Возможны две системы: система формирования денежных средств за счет налогов общего извлечения и стандартные системы, связанные непосредственно с платными дорогами, пояснила Кулакова. В железной дороге системы эти работают очень давно, на автомобильных же они появились недавно, что связано во многом с проблемами технического характера. С точки зрения общественности такая мера тоже вызывает массу опасений. В первую очередь потому что дороги воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся и свободно используемое. Также до недавних пор не было достаточных технических возможностей, чтобы отследить передвижение машин по трассам. Сейчас они появились. Введение платы представляется сейчас наиболее перспективным способом пополнения дорожных фондов, которые в свою очередь позволят улучшить качество дорог и увеличить их протяженность на территории страны, считают в ВШЭ. Также это будет справедливым с точки зрения налогообложения - пользователи будут платить ровно за те километры, которые они проедут. Такая система получает все большее распространение и, по мнению, в частности, Михаила Блинкина, она будет внедрена в ближайшее десятилетие.
О том, какие «подводные камни» в работе транспортников помогла выявить система «Платон» на конференции рассказал вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. С большой частью трудностей, возникших сразу после запуска «Платона», на сегодняшний день справиться удалось, отметил Алексеев. Однако одна значимая проблема пока не решена.
«Сейчас в автомобильном транспорте существуют такие негативные вещи, как заключение договора на перевозку не с теми лицами, которые имеют на это право. Часто такие договоры заключаются между грузоотправителем и посредником. Согласно Гражданскому кодексу, такие договоры могут заключаться только между грузоотправителем и перевозчиком. Но между ними возникает целая цепочка посредников, «съедающих» определенные средства, которые не доходят до перевозчиков. При введении системы «Платоны» мы видели массовые выступления тех перевозчиков, которые, как мы считаем, не смогли заключить прямые договоры с грузоотправителями. Эти деньги оседали в карманах посредников. Нашей задачей было «разрулить» эту ситуацию, сделать так, чтобы перевозчики смогли заключать договоры с отправителями или с экспедиторами, которые принимают груз в свое распоряжение. Таким образом мы снизили бы себестоимость перевозки. Таким образом «Платон» проявил необходимость увеличения эффективности управления перевозок», - рассказал Алексеев.
Ольга Черухина