13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Система Платон: итоги года работы на федеральных трассах России

Год в России функционирует система взимания платы за проезд с 12-тонников по федеральным трассам «Платон». За это время сама система претерпела ряд изменений. Не прошел бесследно ее запуск и для отрасли грузоперевозок. Об изменениях в работе системы, отрасли, пожеланиях грузоперевозчиков и перспективах развития «Платона» читайте в материале «ДорИнфо».

Ожидания и реальность. Замечания перевозчиков

С шумными протестами, поправками и большими надеждами 15 ноября 2015 года в России запустили систему «Платон». За 12 месяцев функционирования сама система изменилась, и в принципе отличается от той, которую хотели внедрить изначально. Первое существенное отличие запущенной системы от планируемой к запуску заключается в тарифе. Летом 2015 года планировалось, что тариф составит 3,73 рубля за 1 км трассы, осенью прошлого года - 3,06 рубля, но в итоге систему ввели в эксплуатацию с льготной ставкой 1,53 рубля за 1 км пути. Такой тариф действует до сих пор, хотя Минтранс РФ настаивает на необходимости его повышения и планирует сделать это поэтапно. Соответствующий документ уже готовится. Возврат к первоначальному тарифу Минтранс РФ мотивирует состоянием дорожной сети страны и необходимостью ее улучшения.

«Возврат к изначально планируемому тарифу позволит выполнить больший объем дорожных работ и начать строительство самых необходимых инфраструктурных объектов в регионах», - сообщал ранее министр транспорта РФ Максим Соколов.

Представители отрасли грузоперевозок естественно желают заморозить льготу на ближайшие несколько лет, пока экономика страны находится в недостаточно стабильном положении и во избежание увеличения стоимости на перевозки.

«Повышение тарифа «Платона» может повлиять на увеличение издержек перевозчиков. А вместе с ростом цен на топливо и содержание транспорта с обслуживающим аппаратом это снизит рентабельность данного бизнеса. Принимая во внимание нынешнюю экономическую ситуацию, решение заморозить тариф на ближайшие 2-3 года с последующим прогнозируемым ростом поможет уменьшить нагрузку на бизнес», - прокомментировал «ДорИнфо» начальник отдела логистических операций DPD в России Дмитрий Воеводин.

«Мы по-прежнему рекомендуем не спешить увеличивать тарифы. Любое увеличение платы за проезд в конечном итоге ляжет на плечи потребителей», - также отметил руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.

В то же время грузоперевозчики понимают, что льготный тариф когда-нибудь отменят, и если уж такие действия неотвратимы, то соглашаются с поэтапным увеличением ставки.

«Сейчас Минтрансом рассматривается возможность поэтапного повышения платы в системе «Платон», так как, по их мнению, система никак не отражается на ценах товаров. Но на самом деле это не совсем так, ведь в структуре затрат транспортных компаний расходы на оплату в системе «Платон» составляют до 5%. Перевозчикам в любом случае придется переложить данные затраты на владельца груза, что приведет к росту стоимости товара для конечного покупателя. Скорее всего, увеличение тарифов «Платона» будет реализовано, но желательно, чтобы это происходили поэтапно», - прокомментировал директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.

Также перевозчики считают, что тариф должен быть дифференцированным, о чем ранее заявляло и Минэкономразвития. Представители отрасли полагают, что на «разбитых» трассах стоит вообще отменить сбор платы, а на остальных - устанавливать тариф в зависимости от покрытия. Минэкономразвития РФ ранее предлагало при формировании шкалы тарифов учитывать и возможности объезда федеральных дорог, и действующие на них ограничения движения, и прочие факторы.

Еще одно изменение относительно финансовой части работы системы заключается в размере штрафов за неоплату проезда по федеральным трассам. Возможно, за год уже позабылось, но штраф за неоплаченный проезд фуры по трассе с запуском системы сократили почти в 100 раз. В итоге он составляет 5 тыс. рублей для «первого раза» и 10 тыс. рублей за повторное нарушение.

Правда, относительно административных взысканий за неоплаченный проезд ряд грузоперевозчиков подмечают проблему контроля движения большегрузов по трассам России. Стационарные рамки контроля установлены и работают в Московской области и Калужской области. Также по дорогам страны передвигаются мобильные пункты контроля. По заверениям Росавтодора, к июлю 2017 года на трассах запустят 481 рамку контроля, продолжат свою работу и 100 передвижных пунктов. Тем не менее, грузоперевозчики отмечают, что сейчас контроль оплаты проезда в системе «Платон» недостаточный. По словам крупных перевозчиков, небольшие компании просто не платят за движение фур, поскольку знают, что на их пути рамок нет, и никто не выпишет им штраф.

«Системы контроля нет: фактически позволяется кому-то платить, кому-то не платить, а кому-то платить частично. Прежде всего, хотелось бы, чтобы все перевозчики были поставлены в равные условия. Сейчас многие хотя и зарегистрировались в системе «Платон», но почти не платят за проезд. Такие перевозчики включают бортовые устройства только на территории Московской и Калужской областей, поскольку во всех остальных регионах не штрафуют за выключенный трекер. В итоге, основными плательщиками в систему «Платон» стали крупные компании. Средние платят лишь за километры, пройденные их автотранспортом по Подмосковью. А многие мелкие перевозчики совсем уходят от платежей», - рассказал «ДорИнфо» президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

Одним из долгожданных и требуемых изменений в работе системы стала возможность постоплаты. Те перевозчики, которые не были радикально настроены по отношению к запуску «Платона» в ноябре прошлого года, в первую очередь ратовали именно за внедрение постоплаты. Владельцев большегрузов беспокоила необходимость оплачивать движение фуры по трассам заранее и возможные попытки вернуть деньги в случае отмены поездок.

С апреля прошлого года в системе «Платон» внедрена функция постоплаты - владельцы фур могут сначала совершить поездку, а после ее оплатить. В то же время есть ряд ограничений на возможность использования опции отсрочки, но они зависят от самих перевозчиков, поскольку связаны с нарушениями правил использования системы, прохождением регистрации и прочим.

При запуске перевозчики жаловались на работу сайта. В принципе в последнее время каких-либо сбоев в работе Интернет-ресурса зафиксировано не было. Компании - представители транспортно-логистической отрасли - отмечают, что с технической точки зрения претензий к системе нет. В то же время ряд перевозчиков отмечают, что порой наблюдается некорректное списывание средств.

«В первые месяцы действия системы перевозчики сталкивались с многочисленными сбоями в работе сайта «Платона», были сложности с формированием маршрутных карт. К сожалению, до сих пор у перевозчиков возникают нарекания к работе сайта «Платона», жалуются на некорректное списывание средств со счета», - рассказал Вячеслав Трунаев.

Еще целый ряд изменений системы связан с модернизацией и упрощением возможностей оплаты проезда. Для пользователей «Платона» доступны современные каналы обслуживания и способы внесения платы. Пополнение счета возможно при помощи сайта «Платона», через мобильное приложение, терминалы обслуживания «Платон» и «QIWI», в офисах системы, а также через терминалы «Сбербанка», приложение «Сбербанк Онлайн». По данным операторы системы «РТ-Инвест Транспортные Системы», для оплаты через различные каналы можно использовать наличные средства, банковские переводы, карты платежных систем, топливные карты E100, DKV и Берлио, а также топливные карты европейских компаний-эмитентов Aral, Circle K, BP.

Отрасль грузоперевозок в новых условиях

Отрасли грузоперевозок пришлось адаптироваться к новым реалиям. Запуск системы «Платон» спровоцировал целый ряд изменений. Впрочем, перед запуском системы и планировалось, что сбор платы за проезд позволит вывести отрасль на «белые» схемы, перераспределить доставку грузов между различными путями (водными, железной дорогой и автотрассами). Однако сами перевозчики отмечают, что ключевым изменением стало повышение стоимости автоперевозок. В то же время падения рынка перевозок все-таки удалось избежать, по мнению представителей транспортной отрасли, именно благодаря льготному тарифу.

«В результате внедрения системы «Платон» заметно сократилось количество подвижного состава, предлагаемого для перевозок. Не все владельцы большегрузов успели адаптироваться к изменившимся условиям, и в конце 2015 - начале 2016 года часть из них оставила грузовики на стоянках. Нехватка транспорта стала стимулом для роста цен на автоперевозки», - рассказал Дмитрий Воеводин.

«Старт системы был очень тяжелый. Фактически систему запускали без достаточной подготовки и тестирования. Неудачи во время начала работы «Платона» значительно повлияли на рынок автоперевозок в тот момент. Очень своевременным было решение не вводить планируемый уровень оплаты за проезд в полном объеме, что фактически помогло притормозить падение рынка перевозок и не дать резко вырасти тарифам», - Отметил Александр Дьяконов.

Перевозчики согласны с тем, что благодаря запуску системы «Платон» в России отрасль стала более прозрачной за счет учета транспорта.

«Плюс - отрасль становится более прозрачной с точки зрения учета транспортных потоков. Минус - грузоперевозчики теперь подвергаются фактически тройному налогообложению. Деньги на строительство и содержание дорог с них взимают через транспортный налог, акциз на ГСМ, а теперь еще и через взносы в систему «Платон». То есть, грузоперевозчики оказались обязаны платить дополнительный налог за передвижение по плохим дорогам», - отметил Президент СААП Вячеслав Трунаев.

Существенного же перераспределения доставки грузов между трассами, железной дорогой и речными путями пока нет. Данный процесс не быстрый, и, наверное, станет сферой приложения усилий профильных ведомств в ближайшие годы. Президент РФ Владимир Путин в сентябре этого года призвал найти баланс между видами транспорта при доставке грузов. Одним из стимулов перераспределения грузоперевозок может стать повышенный тариф в «Платоне» на период речной навигации.

Ремонт дорог и новые мосты за счет Платона

Последствия запуска системы пока что положительнее всего отразились на дорогах регионов и муниципалитетов. Уже в первый год функционирования система позволила провести работы на дорожной сети целого ряда субъектов, несмотря на сниженный тариф и в два раза меньший объем поступлений, по сравнению с планами (планировалось за первый год получить около 40 млрд рублей в федеральный дорожный фонд).

Средства от сбора платы за проезд с 12-тонников по федеральным трассам «Платон» поступают в федеральный дорожный фонд страны, откуда далее распределяются по трем направлениям. Во-первых, деньги идут на ремонт дорог в городах и регионах, во-вторых - на восстановление (строительство, ремонт, реконструкцию) искусственных сооружений, в-третьих - на софинансирование дорожных ГЧП-проектов в субъектах страны.

Весной этого года сначала распределили 10,85 млрд рублей между 24 субъектами страны (в том числе 20 городами) на так называемый неотложный ремонт дорог. Средства направили в те регионы, ситуация с дорогами в которых наиболее критична.

Среди регионов, получивших наибольшие трансферты, - республика Карелия. В пресс-службе правительства Карелии «ДорИнфо» сообщили, что за счет средств от «Платона» в регионе провели ремонт покрытия региональных трассах общей протяженностью 30,3 км. В том числе работы прошли на участках автодорог «Петрозаводск - Суоярви», «Олонец - Вяртсиля», «трасса «Кола» - Петрозаводск». На эти работы направлено 250 млн рублей. Еще 450 млн рублей позволили привести в порядок 104 улицы общей площадью 704,5 тыс. кв. метров в Петрозаводске.

«Данные меры значительно улучшили состояние улично-дорожной сети и безопасность дорожного движения в столице республики», - отметили в пресс-службе.

Даже в тех регионах, которые получили не столь большие суммы, удалось выполнить немалый объем дорожного ремонта. Так, по данным правительства Кировской области, регион получил в целом 550 млн рублей за счет поступлений от «Платона». От общего размера трансферта 400 млн рублей были направлены на региональные дороги, в том числе на ремонт дорог «Белая Холуница - Омутнинск - граница с Пермским краем», «Нолинск - Уржум - Вятские Поляны - граница с республикой Татарстан», «Советск - граница с республикой Марий Эл», «Зуевка - Фалёнки - граница с Удмуртией». Еще 150 млн рублей пошли на ремонт дорог в Кирове.

В Самарской области полученные средства от «Платона» направили на ремонт дорог в Самаре и Тольятти. В общей сложности в двух городах привели в порядок 128 км автодорог на общую сумму 650 млн рублей. В целом же по всей стране, согласно статистике Федерального дорожного агентства, неотложный ремонт за счет трансфертов провели на 1 тыс. км дорог. При этом практически все регионы выполнили работы в срок. «Отстающим» регионом оказалась Тверская область, где, по состоянию на начало ноября, от планового объема не было выполнено и половины работ. Остальные субъекты дорожную кампанию на средства от сбора платы за проезд уже завершили.

Помимо неотложного ремонта дорог, поддержку от «Платона» получают мосты и путепроводы в субъектах страны. В общей сложности в ближайшие годы в России за счет сборов от функционирования системы «Платон» отремонтируют 24 аварийных моста в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. Еще семь мостовых сооружений построят заново. При этом первый, на треть построенный за счет средств от «Платона», мост уже открыли для движения. Им стал Затонский мост через реку Белая в Уфе (республика Башкортостан). До конца 2019 году в стране также будут введены в эксплуатацию искусственные сооружения в Самаре, Нижнем Новгороде, Алтайском крае, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Дубне. В целом на строительство новых мостов из собранных «Платоном» средств выделяется 9,3 млрд рублей (с учетом прогнозируемых поступлений). В целом по данной статье расходов субъектам выделено 12,09 млрд рублей.

По третьему направлению средства начнут выделять в 2017 году. Сейчас идет отбор ГЧП-проектов в регионах. Среди первых претендентов на софинансирование - Обход Хабаровска, трасса «Пермь - Березники» с Восточным обходом Перми, мост через Обь в Новосибирске, дорога «Стерлитамак - Кага - Магнитогорск» и Восточный выезд из Уфы в Башкирии, проспект Карла Маркса в Самаре. Регионы могут в дальнейшем подавать заявки на участие в отборе два раза в год, для выбора проектов утверждена специальная методика.

В то же время не все перевозчики согласны с тем, что средства от взимания платы за проезд с фур должны направляться в регионы. По их мнению, стоило бы собранные средства направлять на федеральные трассы.

«Однако пока даже те небольшие суммы, что удалось собрать, направлены преимущественно на ремонт дорог в городах. При этом немалая часть федеральных трасс находится в ненормативном состоянии. Мы не готовы платить за такие дороги, которые и дорогами-то назвать нельзя», - отметил Вячеслав Трунаев.

«Тогда мы просто не понимаем, если государству ну вообще не хватает денег на реализацию важнейших государственных дорожно-транспортных проектов в рамках ГЧП (государственно частного партнерства), почему спонсором должны выступать дальнобойщики? За деньги «Платона» отремонтировали дороги в регионах - грузовики там не ездят. На часть мостов - грузовикам въезд так же запрещен. О какой справедливости введения можно говорить?», - отмечает лидер грузоперевозчиков Объединение перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин.

С другой стороны, дела с состоянием покрытия гораздо хуже обстоят именно в регионах, и именно субъектам в первую очередь необходима помощь.

Перспективы «Платона»

Система взимания платы за проезд по федерльным трассам будет развиваться по нескольким направлениям, в том числе не исключается ее расширение на региональные дороги и объединение с системой автоматического весогабаритного контроля. Перевозчики выступают за объединение двух систем, поскольку возможности «Платона» позволят исключить проезд фур с перегрузом по трассам, которые и наносят наибольший ущерб покрытию.

«Перспективным представляется объединение системы «Платон» и системы весового контроля. Это позволит предотвратить несанкционированный проезд по дорогам общего пользования именно тяжеловесных транспортных средств без специальных разрешений. Именно такие перевозки наносят наиболее существенный ущерб дорогам (по данным Росавтодора, на триллионы рублей). Возможности системы «Платон» позволят уже на начальном этапе предотвратить выезд на дороги таких тяжеловесных транспортных средств», - рассказал Президент СААП.

«Если говорить о будущем системы, то, возможно в нее будут интегрированы интеллектуальные весы, которые смогут мерить нагрузку на ось и рассылать письма «счастья» не соблюдающим нормы перевозчикам. Также возможно, «Платон» будет работать как ресурс-агрегатор грузов, ввиду большой базы перевозчиков, которые проверены и безопасны», - отметил директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов.

С расширением системы на региональные дороги перевозчики не согласны, законодатели также просят повременить со сбором платы за проезд с грузовиком по региональным трассам.

«Во-первых, мы знаем, что «Платон» будет расширяться в регионы. Поэтому хотелось бы, чтобы этот процесс шел постепенно и не в сезон, чтобы бизнес мог привыкнуть к таким изменениям. Прежде всего, внедрение «Платона» скажется на наличии ТС на рынке – в регионах может снова возникнуть искусственный дефицит транспорта. Ведь после введения «Платона» на федеральных трассах проблема с нехваткой фур остро стояла не менее двух месяцев. И если эту систему все же введут в регионах, то тарифы за проезд там должны быть значительно ниже, по сравнению с уровнем федеральных трасс, ведь состояние дорог в регионах существенно уступает качеству федеральных трасс», - прокомментировал руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.

Ранее член Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Сергей Тен отмечал, что вводить аналог «Платона» или расширять существующую систему на региональных дорогах еще рано. По мнению депутата, стоит в течение нескольких лет проследить за работой системы на федеральных трассах, отладить весь механизм.


Лидия Терехова, фото с сайта platon.ru


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
  1. Кировчанин

    Какая же на самом деле арифметика от деятельности системы Платон ? Собрали 18 млр. руб в бюджет РФ из них 10.6 должны и отстегнут ООО РТИТЦ (Ротенбергам) до конца года , 8 млр. руб компенсировать регионам за недополученный транспортный налог , далее собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 млрд рублей в мае были выделены из госбюджета на ремонт дорог Итого: из бюджета потрачено 29.450 млр руб !!! Таким образом Граждане страны не досчитались в бюджете около 11.5 млр. руб добавим к этому ущерб нанесённый Платоном бюджету страны такой как недополученные налоги и за закрывшихся предпринимателей , недополученных акцизов с топлива (автопредприятия закрываются по всей стране) и т.д.
    Вопрос как так получается что с перевозчиков берут плату за мифический "вред" нанесённым федеральным дорогам , а деньги отдают на ремонт региональных и городских дорог ??? Вытекает следующий вопрос А где деньги с транспортного налога ? А так же с акциза на топливо ???
    В бюджете не хватает денег . Может властям тогда не уничтожать , не кошмарить бизнес непомерными налогами и проверками а создавать условия для процветания ??!!!

    Очень хочется увидеть обоснование введения системы Платон для грузовиков от 12-ти тонн некое исследование НИОКР и так же обоснование на введение системы Платон для грузовиков грузоподъёмностью от 3.5 тонн до 12-ти тонн на которое Минтранс потратил 11 миллиардов рублей (ну денег же нет , вы держитесь ) За такие деньги ,можно доказать что земля плоская , стоит на трёх слонах а те на черепахе и солнце вращается вокруг земли

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений