13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дорожные фонды регионов: проблемы наполняемости и освоения

Переход к формированию дорожных фондов регионов в целом специалисты отрасли оценивают положительно. Тем не менее, с “копилками” субъектов страны, предназначенных для содержания, ремонта, капремонта, реконструкции и строительства автодорог, возникают свои трудности. Предварительные итоги года по части освоения дорожных фондов и возникающие в этой сфере проблемы обсудили эксперты на тематическом круглом столе в рамках выставки «ДорогаЭкспо-2016».

Трудности наполнения региональных дорожных фондов

Перед региональными дорожными фондами стоят по-прежнему две основные задачи, рассказал гендиректор ассоциации «РАДОР» (Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами) Игорь Старыгин. Во-первых, речь идет о приведении в нормативное состояние существующих трасс, во-вторых, об исполнении поручения Президента РФ Владимира Путина по удвоению объемов дорожного строительства. Обе задачи капиталоемкие и требуют значительных средств, которыми не все регионы, по их заверениям, обладают в полной мере.

Общий объем всех дорожных фондов субъектов страны, по словам Старыгина, в 2016 году превышает 700 млрд рублей, без учета Москвы и Санкт-Петербурга сумма составляет 539,9 млрд рублей. При этом в ненормативном состоянии по стране находятся порядка 62% от общей протяженности региональных трасс. А это как раз те дороги, которые являются объектом первой задачи дорфондов. В этом году средства позволяют отремонтировать не больше 2% или порядка 9 тыс. км дорог с твердым покрытием. Существенное отставание по первой задаче, как говорится, «на лицо». Также далеко не все регионы успешно справляются с поставленной задачей по удвоению объемов строительства. Так, по словам Старыгина, в 2016 году в планах по вводу обозначены 1649 км, что не соответствует тем темпам, которые должны быть по новому строительству у субъектов.

Невозможность выполнить все необходимые объемы работ связывают, конечно же, с недостаточным финансированием. Дорожные фонды регионов пополняются в основном за счет транспортного налога (каждый субъект устанавливает размер налога самостоятельно) и за счет акцизов от горюче-смазочных материалов (ГСМ). Планируется, что у субъектов появятся дополнительные источники доходов дорожных фондов, в том числе от платных парковок, от штрафов за нарушения ПДД и прочего, о чем подробнее “ДорИнфо” писал ранее.

Основной проблемой такого источника как транспортный налог, по словам специалистов, является его «отложенная» уплата. Налог начисляется в одном календарном году, а уплачивается уже в следующем году. При этом выплаты по налогу производятся во второй половине года. В этом году ситуацию усугубляет тот факт, что физические лица могут уплатить транспортный налог вплоть до декабря следующего за отчетным годом, что закреплено прошлогодними изменениями в бюджетном кодексе.

«Объем средств, который мы ожидали получить - он зафиксирован в районе 157 млрд рублей. Но, к сожалению, цифры по фактическому поступлению налога по состоянию на 1 сентября говорят о том, что поступило чуть более четверти из запланированных средств. Это конечно связано с тем, что налог платится во второй половине года, и когда мы говорим о ритмичности финансирования дорожных работ, то эта ситуация складывается не в пользу органов управления дорожным хозяйством регионов», - рассказал Игорь Старыгин.

Еще одной проблемой наполняемости фондов за счет транспортного налога в этом году стала отмена такового для владельцев 12-тонников в связи с запуском системы взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон». Субъектам обещали возместить выпадающие доходы, однако во время круглого стола прозвучали данные о том, что еще неизвестно, когда эти деньги поступят в регионы.

Сборы от акцизов на ГСМ, а это наиболее крупный и существенный источник финансирования дорожных фондов субъектов страны, в текущем году, по плану, должны составить 378 млрд рублей, по состоянию на 1 сентября - поступило порядка 70%. При этом именно от акцизных сборов субъекты должны не менее 10% ежегодно направлять в муниципалитеты. По словам Депутат Госдумы РФ Сергея Тена, для населения очень важны муниципальные дорожные фонды, профинансированные из региональных бюджетов, поскольку хоть это и небольшие средства, но зачастую единственные, которые в населенных пунктах направляют на дороги.

Несмотря на то, что прогнозы ни разу так и не исполнились до конца, субъекты отмечают в целом высокие поступления от акцизов. В этом году к тому же ставка была увеличена. Правда, сейчас регионы начинают бить тревогу из-за того, что с 1 января 2017 года ожидается изменение ставки, возврат к прежней и ее понижение по ряду материалов (например, по пятому классу автомобильного бензина). По оценкам «РАДОР», общий объем выпадающих доходов в связи с понижением ставки в следующем году может составить 65 млрд рублей. В связи с этим законотворцев просят рассмотреть возможность изменения нормы закона о понижении ставки акцизов на ГСМ, о сохранении ее на уровне второго полугодия 2016 года.

Существенную проблему наполняемости дорфондов от акцизов обозначил аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов. По его словам, у субъектов низкий уровень прогнозируемых доходов для формирования дорожных фондов. Так, например, Пермский край планировал получить 3,5 млрд рублей, а получил 4,5 млрд рублей. Еще ряд регионов оказались в аналогичной ситуации, когда получили средств больше, чем планировали. При этом субъекты, по словам Богомолова, образовавшуюся разницу направляют не на дороги, а на решение других задач.

Освоение федеральных денег

Помимо перечисленных доходов для реализации мероприятий в дорожной сфере регионы ежегодно получают трансферты из федеральной казны. В 2016 году общий объем всех межбюджетных трансфертов субъектам страны на дорожную деятельность составляет 149,1 млрд рублей, рассказал глава Росавтодора Роман Старовойт. По его словам, все средства распределяются по определенным критериям, целевым индикаторам. «Такой механизм распределения трансфертов позволяет обеспечить выделение трансфертов регионам с учетом решения наиболее острых и насущных проблем», - отметил глава ФДА.

1476261545_945446_52.jpg

В этом году средства из госказны субъекты получили на строительство обходов, мостов, путепроводов, на ремонт и реконструкцию дорог, рассказал Роман Старовойт. Так, Брянск получил деньги на реконструкцию Первомайского моста через реку Десна, Орловская область - на Мценский мост, Ростов-на-Дону - на мост через Дон, Уфа - на мост через реку Белая, Самара - на Фрунзенский мост. Путепроводы через железные дороги за счет субсидий из федерального бюджета строятся в Брянске, городе Лиски (Воронежская область), в Великих Луках (Псковская область), в Кирове и других городах. Также за счет трансфертов ведется строительство обходов городов Калуга, Екатеринбург, Псков, Саранск, Оренбург, Велиж (Смоленская область), Чусовой (Пермский край) и другие. Часть средств направляется в регионы на объекты, формирующие транспортные коридоры, в том числе дороги «Архангельск - Каргополь - Вытегра», «Нарьян-Мар - Усинск», мост через Каму на трассе «Костино - Камбарка» в Удмуртии, мост через Волгу на трассе «Нижний Новгород - Шахунья - Киров».

При этом, если часть регионов успешно осваивают средства, выполняя запланированный на год объем работ еще к осени, как, например, город Киров, то некоторые субъекты показывают низкий уровень кассового исполнения по выделенным федеральным средствам. Такую проблему обозначили и глава Росавтодора, и представитель Счетной Палаты РФ.

Общая доля кассовых расходов по трансфертам немногим превышает 41% от общей суммы выделенных средств. При этом данный показатель колеблется от 16,6% по подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2020-2030 годы» до 54,4% по ФЦП «Развитие Калининградской области». Наиболее низкий показатель освоения средств по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года».

«Безусловно, такие низкие показатели и Счетную Палату беспокоят, и Министерство транспорта РФ, это и наша головная боль, с которой мы бьемся», - отметил руководитель Федерального дорожного агентства.

Среди субъектов, которые активно осваивают федеральные средства, назывались республика Коми, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и другие. Данные субъекты уже полностью завершили или почти завершили освоение “дорожных” субсидий из федерального бюджета.

В то же время у ряда регионов кассовое исполнение не превышает 10% - это Красноярский и Пермский края, Московская и Ростовская области. Ленинградская, Псковская, Тульская области еще даже не начали осваивать федеральные средства.

Почему регионы не успевают осваивать федеральные средства, и чем им это оборачивается? В пресс-службе Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти «ДорИнфо» сообщили, что регион все-таки планирует освоить 100% федеральных денег, выделенных в текущем году на дорожную деятельность.

При этом, по данным ведомства, за неосвоение федеральных средств Ленобласть в этом году должна «вернуть» в госказну 284 млн рублей в виде штрафа. По каждому объекту, финансируемому из федерального бюджета, и по которому не освоены средства, регион выплатит штраф в размере 30% от суммы финансирования работ.

1476261546_898763_7.jpg

Таковыми объектами в Ленобласти стали путепровод на перегоне «Выборг - Таммисуо», по которому не выполнены сроки из-за внесения изменений в госконтракт в связи с изменениями проектных решений, путепровод на станции Возрождение из-за длительного изъятия земель и решения вопроса «окон» с РЖД. По этим объектам регион выплатит штраф в размере 270 млн рублей. Ввод путепроводов эксплуатацию намечен на 2017 год. Кроме того, за не освоение федеральных денег на объектах муниципальной собственности область выплатит штраф 14 млн рублей. В данном случае причиной неосвоения средств стали долгое оформление разрешения на строительство, затянувшиеся конкурсные процедуры, невыполнение обязательств подрядчиком.

«Штраф введен с 2016 года. Неосвоение средств федерального бюджета в 2015 году подтверждено к использованию Федеральным дорожным агентством в 2016 году. Средства перечислены в бюджет Ленинградской области в объеме подтвержденной Федеральным дорожным агентством потребности в полном объеме», - пояснили в Комитете по дорожному хозяйству Ленобласти.

Регионы не осваивают федеральные средства по объективным причинам вроде нерадивых подрядчиков, затягивания сроков оформления документов по объектам, изменения в рабочей документации и прочего. Вряд ли, конечно, субъекты хотят платить штрафы за сорванные сроки по объектам и слыть недобросовестными в освоении федеральных средств. Однако статистика показывает, что субъекты не так активно используют средства госказны, как того хотелось бы.

«Ничто в части федерального финансирования не сдерживает работу регионов. С учетом важности дорожных работ для населения, экономики страны нужно приложить все усилия по выполнению поставленных задач. И необходимо на 100 процентов эффективно использовать федеральные средства. Несмотря на то, что времени осталось уже немного, сезон строительный заканчивается, я призываю представителей тех регионов, которые мною были отмечены как отстающие, подтянуться», - подчеркнул на круглом столе глава ФДА.

Лидия Терехова, фото пресс-служба Росавтодора


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений