На дороги в регионах могут направить штрафы за нарушения ПДД, а это более 50 млрд рублей. Подробнее о законопроекте читайте в материале «ДорИнфо».

Задача по удвоению объемов строительства региональных и местных дорог была поставлена Президентом РФ Владимиром Путиным еще в 2014 году, однако до текущего года доходы региональных дорожных фондов существенно не менялись, и финансирование отрасли в субъектах серьезно отставало от ее потребностей. В этом году ряд субъектов и городов страны получили трансферты на неотложный ремонт дорог и восстановление аварийных мостов за счет средств от системы «Платон». Кроме того, подготовлен законопроект о дополнительных источниках доходов дорожных фондов субъектов страны, в том числе и за счет перечисления штрафов за нарушения ПДД. Уже в 2017 году при условии принятия законопроекта регионы смогут дополнительно получить на дороги от 50 до 70 млрд рублей.

Новые источники доходов региональных дорожных фондов

Законопроект о новых источниках доходов региональных дорожных фондов, предполагающий внесение изменений в Бюджетный кодекс страны, подготовил Минтранс РФ. В настоящий момент документ проходит стадию общественных обсуждений. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, документ подготовлен во исполнение поручений Президента РФ Владимира Путина по итогам заседания Президиума Государственного совета России 8 октября 2014. Речь идет как раз о поставленной главой государства задаче по удвоению объемов строительства и реконструкции региональных и местных дорог.

Дорожные фонды субъектов страны предлагается пополнить за счет доходов, получаемых за аренду земельных участков в полосе отвода региональных и межмуниципальных трасс, доходов от платных парковок на региональных и межмуниципальных дорогах, от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в региональной собственности.

Также предлагается направлять в дорфонды регионов плату от реализации соглашений об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода региональных или межмуниципальных дорог в целях строительства (реконструкции), капремонта, ремонта и эксплуатации объектов дорожного сервиса, прокладки, переноса, переустройства и эксплуатации инженерных коммуникаций, установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Помимо этого, предлагается пополнять дорожные фонды регионов за счет платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к региональным или межмуниципальным трассам, платы в счет возмещения вреда от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов по ним, штрафов за нарушения правил перевозки таковых грузов, пошлины за выдачу спецразрешения на грузоперевозки.

IMG_0175-001.JPG

Ряд возможных будущих доходов дорфондов регионов связан с контрактами и конкурсными процедурами по работам, финансируемым из дорожных фондов. В частности, предлагается направлять поступления в счет возмещения ущерба при нарушении условий контракта или уклонения его подрядчиком, а также сумму обеспечения заявки участника конкурса при условии уклонения от заключения контракта.

Еще одно предложение Минтранса связано с пополнением муниципальных дорожных фондов за счет доходов от земельного налога.

Наконец, наиболее существенный доход может появиться от уплаты штрафов за нарушения Правил дорожного движения. В перечень дополнительных доходов дорожных фондов всех уровней предлагается включить штрафы за нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выявленные «с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального и местного значения». Данный пункт предлагается с тем, чтобы направлять штрафы за нарушения ПДД на развитие и содержание трасс, на которых они были получены.

«Все доходы, указанные в проекте изменений в Бюджетный кодекс, планируется учитывать при формировании региональных дорожных фондов, кроме доходов от уплаты земельного налога, взимаемого за земли, занимаемые автомобильными дорогами местного значения, зданиями и сооружениями, необходимыми для их содержания и эксплуатации, поскольку эти доходы зачисляются в местные бюджеты и могут формировать местные дорожные фонды», - пояснили корреспонденту «ДорИнфо» в пресс-службе Минтранса РФ.

В пресс-службе Минтранса РФ также рассказали, что в случае принятия законопроекта общая сумма, полученная со всех дополнительных источников может составить 60-70 млрд рублей. При этом только от зачисления штрафов, если ориентироваться на 2015 год, общий доход может составить 51 млрд рублей.

IMG_0231-001.JPG

«Сумма (общая сумма от всех дополнительных источников доходов - прим. ред.) представляется незначительной, но сопоставима с объемом иных межбюджетных трансфертов, направленных в региональные бюджеты на дорожное хозяйство в 2016 году (75 млрд рублей), а также составляет 10% от величины расходов на дорожное хозяйство, осуществлённых субъектами Российской Федерации в 2015 году», - отметили в пресс-службе Минтранса РФ.

«Мы также поддерживаем решение, принятое по итогам заседания президиума Государственного совета 14 марта 2016 г. в г. Ярославле, в соответствии с которым доходы в виде штрафов за нарушение ПДД должны направляться в дорожные фонды субъектов РФ и использоваться, в первую очередь, для обеспечения безопасности дорожного движения. Территориальными органами управления автомобильными дорогами совместно с органами ГИБДД выявлены имеющиеся очаги аварийности, проанализированы причины их появления и составлено полное представление о мерах, необходимых для их устранения. Принятие данного законопроекта обеспечит поступление необходимых финансовых ресурсов для скорейшей реализации запланированных мероприятий», - заявили порталу «ДорИнфо» в пресс-службе Российской Ассоциации Территориальных Органов Управления Автомобильными Дорогами «РАДОР».

IMG_0266-001.JPG

В Ассоциации также отметили, что в 2016 году на содержание, ремонт и капремонт региональных и межмуниципальных дорог регионам страны (не считая Москвы, Петербурга, Крыма и Севастополя) направлено 209 млрд рублей, что составляет 12,8 % от необходимого объема финансирования.

«При принятии законопроекта за счет доходов от взысканий (штрафов) за нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения уже в 2017 году территориальные органы управления автомобильными дорогами смогут запланировать реализацию мероприятий по приведению в нормативное состояние существующей дорожной сети», - отметили в «РАДОР».

В Ассоциации поддержали предложения Минтранса РФ по направлению в региональные дорожные фонды доходов за счет средств, полученных в виде штрафов за нарушения правил перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Дополнительные источники доходов дорфондов регионов позволят обеспечить сохранность трасс и повысить безопасность автомобилистов и пешеходов.

«Принимая во внимание задачи, поставленные Президентом РФ перед субъектами РФ, по увеличению доли автодорог, отвечающих нормативным требованиям, а также по развитию сети автодорог и удвоению объемов строительства и реконструкции к 2020 году, считаем целесообразным направлять в региональные дорожные фонды штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, а также средства из других дополнительных источников, обозначенных в законопроекте», - отметили в «РАДОР».

IMG_0392-001.JPG

Власти регионов и городов неоднократно называли крупные суммы, которые необходимы для приведения всех своих дорог в нормативное состояние. В частности, на такие цели Екатеринбургу нужно минимум 25 млрд рублей, Омску - 7 млрд рублей, всей Волгоградской области - 100 млрд рублей.

Если штрафы за нарушения ПДД будут перечислять в дорожные фонды регионов, данные суммы уже не выглядят неподъемными для городов и областей, правда, только при расчете на проведение работ в течение нескольких лет. К тому же это не единственные самостоятельные доходы дорфондов субъектов, и регионам в этом году уже направили трансферты за счет средств, собранных системой «Платон».

Помощь от Платона

Финансовую помощь в этом году регионы получили и за счет сборов системы взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам «Платон». Средства уже распределили между субъектами по двум направлениям - на неотложный ремонт дорог и на приведение в порядок аварийных искусственных сооружений. В будущем году субъекты могут получить средства на реализацию инфраструктурных проектов.

На ремонт дорог в регионах и городах, где ситуация в данной сфере наиболее критична, между субъектами страны распределили 10,85 млрд рублей. Средства поступили в 24 субъекта, в том числе в 20 городов. При этом наибольший по размеру межбюджетный трансферт получили Омская область (с учетом Омска 750 млн рублей) и республика Карелия (с учетом Петрозаводска 700 млн рублей). Наименьшие суммы достались Орлу (150 млн рублей), республикам Калмыкия, Удмуртия, Калужской области и Еврейской автономной области (по 200 млн рублей).

«Надеюсь, что данное решение Правительства позволит в кратчайшие сроки привести региональную сеть автомобильных дорог в надлежащее состояние, что повысит безопасность дорожного движения, создаст более комфортные условия перемещения и положительным образом скажется на развитии экономики регионов», - комментировал ранее выделение средств регионам министр транспорта РФ Максим Соколов.

Если говорить об объемах работ, которые позволяет провести вся выделенная сумма, то речь идет о 9,899 млн кв. метров дорожного покрытия, согласно представленным ранее Минтрансом РФ планам. 

Помимо средств на неотложный ремонт дорог регионы в этом году получают трансферты на ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию уникальных дорожных сооружений. Общая сумма направляемых в субъекты средств составляет 12,09 млрд рублей.

Часть средств выделяется 13 регионам, которые нуждаются в ремонте искусственных сооружений в аварийном и предаварийном состоянии, и от администраций которых поступили соответствующие заявки. Так, средства на мосты и путепроводы выделяются республикам Удмуртская, Чеченская, Чувашская, Карачаево-Черкесская, Бурятия, областям Воронежская, Самарская, Брянская, Орловская, Пензенская, Тамбовская, краям Алтайский и Краснодарский.

Еще часть средств выделяются на строительство уникальных сооружений, в том числе в республиках Башкирия, Карелия, Алтай, областях Ростовская, Нижегородская, Самарская в соответствии с поручениями Президента РФ Владимира Путина и Правительства РФ.

Таким образом, субъекты страны в 2016 году за счет средств, собранных системой «Платон» на неотложный ремонт дорог и приведение в порядок аварийных сооружений в общей сложности получат почти 23 млрд рублей.

Помимо указанных выше двух пунктов за счет средств, собранных в федеральный дорожный фонд системой «Платон», в регионах планируют частично профинансировать реализацию инфраструктурных дорожных проектов. Ожидается, что средства на первые такие проекты субъекты получат уже в 2017 году. К настоящему моменту известно, что первый отборочный этап уже прошли семь проектов от шести регионов. Рейтинговый список, на основании которого будет приниматься решение о софинансировании проекта из федерального бюджета, обещают представить на форме «Сочи - 2016» (конец сентября - начало октября).

Лидия Терехова

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789