13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Так строят Керченский мост

В сжатые сроки, в непростых климатических и геологических условиях, большим составом рабочих и экспертов, силами около 20 субподрядных организаций, одновременно на восьми участках, без перекрытия фарватера, по которому ходят судна, при помощи трех технологических мостов – так строят Керченский мост. Транспортный переход, который соединит Краснодарский край и республику Крым автомобильной дорогой и железнодорожными путями, даже больше - полуостров с материковой частью России, протянется на 19 километров, не считая подъездных путей. Таких по масштабам и сложности мостов в России до Крымского не было. Подробнее о реализации проекта читайте в материале «ДорИнфо».

Предыстория моста в Керченском проливе

Если говорить кратко, то идее строительства какого-либо перехода через Керченский пролив более ста лет, и родилась она в конце XIX века, когда для торговли с Индией Британия пыталась построить мост. Но тогда и технически, и финансово сделать этого не получилось, однако в проливе проложили линию Индо-Европейского телеграфа. В годы Великой Отечественной войны немцы начали строить железнодорожный переход, но не завершили, поскольку Крымский полуостров советские солдаты отстояли и освободили из плена захватчиков. Достраивал переход уже Советский союз, в 1944 году переход возвели. Но тот мост простоял недолго, и был разрушен ледоходом. Керченский пролив зимой застывает. Мост советского периода возвели недалеко от места в проливе, где сейчас курсируют судна Керченской паромной переправы. Стоит сразу отметить, что переход, который строят сейчас, расположится от этого места значительно левее, а проектировщики учли защиту моста. В начале XXI века неоднократно поднимался вопрос о строительстве моста между Крымом и Краснодарским краем, но дальше идеи и бумаг дело не продвинулось. В 2014 году было принято решение о строительстве Керченского моста, чтобы уже наш Крым связать с транспортной системой материка, обеспечить полуостров автомобильным и железнодорожным сообщением.

IMG_0121-001.JPG

Транспортный переход через Керченский пролив будет совмещенным - автомобильным и железнодорожным. Автомобильная часть будет иметь четыре полосы движения, по две в каждом направлении, железнодорожная - две ветки. Между частями моста будет пространство, сейчас его занимают вспомогательные мосты, их три. Ели двигаться с краснодарского берега, то справа будет автомобильный мост, слева - железнодорожный. Расчетная скорость движения автомобилей составит 120 км/ч. Велосипедных и пешеходных дорожек на мосту не предусмотрено.

IMG_0124-001.JPG

Переход без учета подходов к нему протянется на 19 километров. Он пройдет от Таманского полуострова, далее по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересечет Керченский пролив, обогнет керченский мыс Ак-Бурак и выйдет на крымский берег. Такая трассировка моста выбрана не случайно - здесь наиболее твердое дно, нет грязевых вулканов, стройка окажет наименьшее влияние на экологию, не остановит работу паромной переправы. Стоит отметить, что мост был бы короче, если бы не огибал мыс полуострова Ак-Бурак, однако в этом случае стройка задела бы крепость «Керчь», которая построена во второй половине XIX века для обороны входа в Азовское море и является памятником историко-культурного наследия. Чтобы стройка не затронула крепость, проектировщики выбрали вариант прохождения моста с севера от мыса.

IMG_0127-001.JPG

В районе фарватера, где ходят суда, будет построена арочная конструкция моста. От кромки воды арочный пролет поднимется ввысь на 35 метров, сама арка от перехода поднимется еще на 45 метров вверх. Подмостовое расстояние от воды до перехода позволит обеспечить бесперебойное движение кораблей. Конечно, мост не поднимется резко на 35 метров, подмостовое пространство будет увеличиваться постепенно. Длина судоходного пролета составит 227 метров.

IMG_0131-001.JPG

Подготовка к масштабному строительству

Подготовительные работы разного характера - от экспертных обсуждений до строительства временных мостов - проводилась заранее. С 2014 года обсуждались варианты прохождения и формы моста, а вариантов было свыше 70, готовились проектные решения. В начале лета 2014 года был одобрен вариант, который лег в основу проекта перехода и который собственно сейчас и строится. В начале зимы 2015 года выбрали подрядчика строительства моста в Крым - ООО «Стройгазмонтаж», после чего началась подготовка проектной рабочей документации (проектировщик ЗАО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург», контракт подписан в апреле 2015 года), параллельно велось строительство инфраструктуры, археологические раскопки, экологический мониторинг, разминирование места стройки и прочие работы.

IMG_0202-001.JPG

Одновременная работа обусловлена сжатыми сроками строительства моста. За 2015 год был проведен большой объем археологических исследований в месте строительства будущего перехода. Специалисты обследовали 120 Га акватории Керченского пролива и 76 Га суши. Во время раскопок были обнаружены памятники и периода античности, и периода средневековья, и других. Элементы от женских украшений и керамики до остатков древнего некрополя были найдены в зоне строительства будущего моста. Находки обследуются, после чего передаются в различные историко-культурные фонды, в том числе и музеи. Поскольку на берегах пролива разворачивались бои во время Великой Отечественной войны, на территории проводилось разминирование, в общей сложности саперы нашли и обезвредили порядка 90 взрывоопасных предметов времен ВОВ. Это гранаты, фугасные авиабомбы, мины и прочее.

IMG_0298-001.JPG

Не менее объемную работу провели и продолжают проводить экологи. В районе тогда еще будущего строительства специалисты изучили растительный, животный мир, обследовали почву, воду, воздух. Краснокнижных животных и растений посчитали и переселили в похожую среду обитания. Экомониторинг проводится и во время стройки в рамках экологического сопровождения проекта, отслеживается степень влияния на окружающую среду от хода строительства. По данным специалистов, значимых изменений за время стройки в настоящий момент не зафиксировано.

IMG_0351-001.JPG

Когда проект будущего Крымского моста еще не был готов, в районе строительства перехода в 2015 году развернулась активная стройка вспомогательной инфраструктуры, чтобы сразу после выхода проектно-сметной документации из Главгосэкспертизы и получения разрешения на работы, начать строительно-монтажные работы на самом переходе.

В общей сложности в ходе подготовки вспомогательной инфраструктуры было проложено 30 км автодорог, три рабочих моста, два строительных городка для рабочих (в Тамани и в Керчи), технологические площадки, бетонные заводы, промышленные помещения, склады, временный причал и многое другое. На берегу в Керчи оборудована специальная площадка, где идет сборка и укрупнение судоходных арочных пролетов (и автомобильного, и железнодорожного), чтобы потом доставить их на понтонах к месту установки в пролив.

IMG_0700-001.JPG IMG_0375-001.JPG

Отдельно стоит остановиться на вспомогательных мостах - их три, они уже построены. Первый рабочий мост связал Тузлинскую косу и остров Тузла, второй проходит от острова Тузла до фарватера Керчь-Еникальского канала. Третий рабочий мост, самый длинный, его протяженность составляет более 2,1 км, построен от керченского берега до судоходного канала. Рабочие мосты построены с расчетом на движение по ним многотонных грузовиков, сооружения возведены в воде, поскольку, например, Тузлинская коса подвижна. Рабочие переходы необходимы для того, чтобы вне зависимости от погоды - будь то шторм или штиль - стройка не вставала. Грузовики доставляют материалы к месту работ даже во время непогоды, когда судна не смогли бы выйти в пролив. По рабочим мостам ездят и автобусы, которые привозят и увозят рабочих. Журналистам рассказали, что сейчас судьба вспомогательных мостов после открытия основного перехода еще не решена. Возможно, их не будут демонтировать и оставят для выполнения работ в рамках дальнейшего содержания Керченского моста.

IMG_0356-001.JPG

Что касается условий в месте строительства будущего моста - они непростые. Может показаться, что раз стройка идет на юге, значит, как минимум, холода ей не мешают. Но нет, даже в день, когда состоялся пресс-тур на участки строительства перехода, 21 сентября, был такой ветер и холод, что на куртку понадобилось надевать еще одну куртку. Опять же участки строительства обсыпают камнями, чтобы вода не заливалась во время ветра. Непросты и геологические условия в зоне строительства моста из-за сейсмической активности и илистого дна Керченского пролива.

IMG_0557-001.JPG IMG_0363-001.JPG

#СтройкаВека

В социальных сетях фотографии с места строительства Керченского моста, а точнее с любого из мест строительства перехода, часто сопровождают хэштогом (отметкой) #стройкавека. Масштабы развернувшихся строительных работ велики. Мост строят не с двух берегов навстречу друг другу, как чаще всего это бывает, а одновременно на восьми участках, откуда уже частички будущего перехода вырастают из-под земли, а по большей части из-под воды. Конечно, участки находятся в разной степени готовности - есть уже место, где можно подняться на будущий автодорожный пролет, практически готова первая морская опора, в районе фарватера забиваются сваи для опор под судоходную часть Керченского моста.

IMG_0594-001.JPG

Непосредственно работы по возведению Крымского моста начались в феврале текущего года после того, как проект получил положительное заключение Главгосэкспертизы и разрешение на строительство. Уже к середине апреля была готова первая сухопутная опора моста, а в середине сентября практически готова первая морская опора.

Если взглянуть на начало будущего моста с Таманского полуострова (Краснодарский край), то видно, как здесь на насыпной песчаной площадке передвигается техника, поднимаются и опускаются многочисленные краны, работают строители. Здесь перед глазами вырисовывается будущий мост. Понятно, как он протянется дальше, видно, на каком уровне от воды он пройдет.

IMG_0557-001.JPG

К настоящему моменту на разных участках строительства в целом готово более 120 опор для железнодорожной и автомобильной частей, обустроено порядка 2,5 тыс. различных свай, рассказал журналистам и. о. начальника ФКУ Упрдор «Тамань» Роман Новиков. До конца 2016 года планируется вбить не менее 3 тыс. свай и возвести около 150 опор. Всего же мост будет стоять на 595 опорах. Для сравнения - мост на остров Русский во Владивостоке, а он только автомобильный, поставлен на 33 опоры.

IMG_0647-001.JPG

По технологическим мостам в Керченском проливе сейчас можно доехать прямо до фарватера вдоль участков строительства, причем добраться до судоходного канала можно с обоих берегов пролива. Фарватер остается свободным и не занят стройкой, чтобы судна сейчас могли спокойно по нему передвигаться. Перекрытия судоходного канала в проливе потребует установка арочной конструкции над ним, что произойдет примерно через год и ненадолго. Фарватер обозначен специальными столбами-сигналами, которые позволяют ориентировать капитанам судов при движении по нему. По обеим сторонам от фарватера идет подготовка опор для судоходной наиболее сложной части моста, забивка свай.

При движении по первому технологическому мосту можно увидеть, как вдоль него строят опоры под железнодорожную и автомобильную части перехода, идет укрупнение и монтаж пролетов на отдельных участках. Для установки опор сначала обустраивают сваи, готовят фундаменты. Для Керченского моста используют три типа свай - призматические, буронабивные и трубчатые. В общей сложности их понадобится 5,5 тыс. штук. Особенными в данном проекте стали трубчатые сваи, обычно при строительстве мостов используют призматические и буронабивные. Однако из-за сложной геологии пролива, сейсмической активности, непростых климатических условий было принято решение обустраивать и трубчатые сваи. Для их устройства используют сваебойные комплексы - кран, вибропогружатель, кондуктор (направляющий каркас), гидравлический молот. Об этом рассказал директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «Стройгазмонтаж» Леонид Рыженькин. При этом сваи забивают даже под наклоном.

IMG_0258-001.JPG

Если для обычной опоры будущего Крымского моста нужно от 6 до 12 свай, то для опоры под судоходный арочный пролет - 110 свай на каждую опору, а таковых опор будет две. Об этом рассказал начальник участка, где идет подготовка свай по арочный пролет, Александр Колесник. Эти сваи сваривают в специальных технологических укрытиях, которые похожи на огромные скворечники, но строители называют их палатками. Сваи для опор под арочный пролет, огромные металлические трубы, погрузят в пролив на глубину 30-этажного здания. На все сваи наносят специальное антикоррозионное покрытие для защиты под водой. Как отметил Александр Колесник, сваи для опор под судоходную часть должны прослужить не менее 100 лет.

Еще на одном участке строительства, на острове Тузла, уже можно подняться на будущий пролет автодорожной части моста. Сейчас здесь производится армирование плиты, в скором времени начнется бетонирование, рассказал Леонид Рыженькин. После этого уже можно обустраивать дорожную одежду. Стоит отметить, что полосы встречных направлений между собой будут разделены. Для безопасности участников движения на всем протяжении перехода установят ограждения - как разделительное, так и по сторонам перехода.

Монтаж пролетов идет на нескольких участках. Как только на определенном месте завершается строительство опор, специалисты начинают укрупнять, монтировать пролеты. Такой режим работы позволяет непрерывно создавать мост. В целом же пролет перехода представляет собой конструкцию от опоры до опоры из четырех основных балок, соединенных поперечными балками, консолями. Между опорой и пролетом устанавливаются домкратные балки. Общий вес такой конструкции составляет около 160 тонн.

IMG_0304-001.JPG

Стройка разворачивается одновременно на восьми участках. Примечательно, что в местах строительства нет мусора, все задействованные в стройке люди работают в спецодежде и касках. Рабочие охотно рассказывают журналистам о том, что они делают, делятся своими впечатлениями. Так, Алексей и Денис из Краснодарского края рассказали, что им нравится работать на стройке Керченского перехода, зарплату им выплачивают вовремя, трудностей не возникает. Специалисты, а сейчас в стройке задействовано порядка 3 тыс. человек, работают вахтовым методом. Рабочие проживают в стройгородках, подготовленных для них с обеих сторон пролива, оборудованных всем необходимым, в том числе столовой, прачечными, жилыми помещениями и прочим.

В строительстве моста задействовано около 20 субподрядных организаций, среди них компании, участвовавшие в строительстве объектов для зимней Олимпиады в Сочи и Универсиады в Казани, моста на остров Русский к саммиту АТЭС во Владивостоке, БАМ. Строители приехали на возведение Керченского моста со всей России - из Петербурга, Москвы, Новосибирска, конечно же из городов Крыма и Краснодарского края и других мест.

Стоимость строительства Керченского моста. Сроки

Итоговая стоимость строительства транспортного перехода через Керченский пролив составляет 227,9 млрд рублей. В эту сумму входят проектные и изыскательские работы, подготовка территории к будущей стройке, в том числе археологические раскопки, разминирование, временные сооружения и прочее, непосредственно создание автомобильного и железнодорожного мостов, создание инженерных сетей, благоустройство и озеленение, связь, объекты обслуживающего назначения. Как заверил Роман Новиков, представитель госзаказчика, глава ФКУ Упрдор «Тамань», это окончательная стоимость работ, и в процессе строительства она не увеличится.

IMG_0780-001.JPG

В стоимость строительства моста не входят затраты на создание подходов к нему - 40-километровой трассы со стороны Краснодарского края с пятью развязками в разных уровнях (порядка 15 млрд рубелей) и 9-километровой дороги со стороны Керчи с развязкой и тремя мостами (от 5 до 7 млрд рублей). В настоящий момент со стороны Кубани работы по строительству подъезда к мосту активно развернулись, для подхода со стороны Крыма еще готовится проект, поэтому неизвестна окончательная стоимость работ. Проект подъездной трассы в Керчи должен быть готов к концу октября текущего года, сообщал ранее глава Крыма Сергей Аксенов, строительные работы начнутся уже в следующем году.

IMG_0661-001.JPG

Открытие моста, долгожданное событие не только для жителей Крыма и Краснодарского края, но и для многих россиян, запланировано на конец 2018 года. Рабочее движение транспорта по автомобильной части Керченского перехода планируется запустить в декабре 2018 года, поезда поедут - уже в 2019 году. К декабрю 2018 года должны быть готовы и автомобильные подходы к переходу.

IMG_0774-001.JPG

На Керченский мост делается большая ставка как на объект, который даст значительный импульс развитию Крыма по многим направлениям - и туристическому, и производственному, и продуктовому. Ожидается, что с открытием моста товары на полуострове станут дешевле, а отдыхать в Крым приедет еще большее количество граждан. Керченский мост в перспективе станет крупнейшим реализованным проектом страны, опытом, которого у России до него не было, мостом, дающим старт реализации других проектов. Сейчас, после посещения стройки, сложилось стойкое ощущение, что мост будет построен, возведут его в срок, а строительство переходов такого масштаба уже не кажется чем-то невозможным.

Лидия Терехова, фото автора


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений