В первую очередь вина лежит на недобросовестных подрядчиках.
В 2015 году в Санкт-Петербурге планировалось завершить работы на семи крупных объектах транспортной инфраструктуры, строительство трех объектов должно было начаться. Однако, как часто бывает, планируется одно, а в реальности получается совсем иначе. На прошедшей 6 ноября Коллегии Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга были озвучены некоторые причины срыва сроков выполнения работ по объектам.
Недобросовестные подрядчики
Финансовая несостоятельность некоторых подрядных организаций стала одной из главных причин невыполнения плана. Заказчик рассчитывал получить несколько готовых объектов, согласно контрактам, заключенным раньше 2015 года. Однако некоторые компании, активно взявшись за гуж вначале, в процессе поняли, что сдюжить сил не хватает. В течение 2015 года отличились три подрядные организации – ЗАО «Буер», ОАО «Мостотрест №6» и ОАО «Мостоотряд №19».
Вести работы по строительству продолжения Софийской улицы должно было ЗАО «Буер», однако подрядчик фактические остановил работы. Контракт с ним был расторгнут. Новый конкурс на право продолжения работ был объявлен несколько недель назад, результаты определения поставщика станут известны к концу ноября. Вторая очередь строительства обойдется городу в 1,6 млрд рублей. Получилось, что подъезды к промзоне «Металлострой» и поселку Петро-Славянка, а также путепровод через Октябрьскую железную дорогу, будут сданы не в 2015, а только в 2018 году.
С опозданием на год будет открыто движение по транспортной развязке в районе железнодорожной станции Репино в Курортном районе, а также завершится реконструкция Синопской набережной на участке от улицы Моисеенко до набережной Обводного канала. Планировалось сдать данные объекты в текущем году, однако сроки ввода в эксплуатацию были перенесены на 2016 год. Обоими объектами занималась подрядная организация ОАО «Мостостроительный трест №6». Претензии по поводу низких темпов выполнения работ к подрядчику предъявлялись еще в июле текущего года.
Наиболее острая ситуация сложилась вокруг реконструкции участка трассы М-10 «Россия» от Кольцевой автодороги до поселка Ям-Ижора. Сроки завершения работ были сдвинуты на три года – участок сдадут только в 2018 году. Подрядчик ОАО «Мостостроительный отряд №19» проводит процедуру банкротства. Помимо реконструкции федеральной трассы, компания также вела работы на Поклонногорской улице, в настоящее время ведется расторжение контракта.
Задержки по срокам в результате фактической приостановки деятельности подрядчиков на важных для города объектах составили от четырех месяцев до полугода. По мнению начальника «Дирекции транспортного строительства» Сергея Морозова, нагнать сроки будет непросто.
Недостаточное финансирование
В течение девяти месяцев 2015 года КРТИ выдал авансы на общую сумму 6,5 млрд рублей. Непогашенный остаток составляет 4,5 млрд, в том числе 1,38 млрд рублей авансов с просроченными датами погашения.
«Дирекция транспортного строительства» Санкт-Петербурга не раз просила увеличить бюджет дорожного фонда на 2016 год до 7 млрд рублей. Данная сумма является необходимой для выполнения плана по снижению протяженности ненормативных дорог. Очевидно, что выполнение плана невозможно при сохранении тенденции уменьшения финансирования. При таких условиях с каждым годом будет выполняться все меньше работ для доведения дорог до нормативного состояния, а износ дорожного покрытия с каждым годом будет больше из-за прогрессирующего роста транспортных потоков.
В Смольном также понимают, что отсутствие достаточного объема финансирования не способствует выполнению требований программы по приведению в нормативное состояние 85% дорог. Однако депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Палин считает, что к бюджетным средствам нужно подходить более вдумчиво. Например, Палин поставил вопрос о целесообразности строительства некоторых объектов в рамках подготовки города к приему Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Парламентарий поручил проанализировать их востребованность петербуржцами после окончания международных мероприятий.
Приоритетными направлениями в 2016 году в Северной столице станут Колпинский район и транспортный обход центра Петербурга. Разработка проектной документации уже ведется по шести объектам, находящимся в Колпинском районе, по строительству трех объектов получено положительное заключение экспертизы. Также одобрено строительство пяти объектов и ведется разработка проектов еще трех в рамках строительства транспортного обхода центра города. В следующем году также планируется разработать документацию по 15 приоритетным объектам.
Несовершенство закона о госзакупках
Еще одним немаловажным фактором снижения темпов проведения работ по ремонту и строительству объектов транспортной сети является несовершенство законодательства в сфере закупок. По словам депутата Законодательного собрания Петербурга Алексея Палина, новый закон, с учетом ошибок и недочетов предыдущего, возможно, появится. Однако пока действует нынешняя редакция закона «О контрактной системе», задержек по срокам избежать вряд ли удастся.
Процедура выбора банка для обеспечения банковского сопровождения существующим законом не регламентируется, впрочем как и механизм оценки заявок по качественным и квалификационным показателям. Дорожники недовольны тем, что жалобы можно подавать в неограниченном количестве, причем делать это вправе даже компании, не принимающие участие в аукционе. В течение 2015 года на закупки «Дирекции транспортного строительства» было подано 178 жалоб в Федеральную антимонопольную службу. Из них более половины (101 жалоба) были признаны необоснованными, а 28% частично обоснованными. В Комитете по развитию транспортной инфраструктуры считают, что это неприемлемо и предлагают упростить процедуру обжалования результатов электронных аукционов. Для рассмотрения жалоб предлагается проводить круглые столы, участие в которых будут принимать все стороны конфликта, а также представители ФАС и других структур. Такая схема существенно сократит сроки заключения контрактов, что в свою очередь приведет к своевременной сдаче работ.
Кроме того большинство решений и предписаний, которые были вынесены Управлением федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу были признаны городским Арбитражным судом незаконными и подлежали отмене.
Естественно не все в дорожной отрасли города столь печально. Работа по строительству новых крупных объектов ведется, недочеты устраняются, текущий ремонт продолжается. По состоянию на 2015 год по Адресной инвестиционной программе (АИП) реализуется 36 объектов общей стоимостью 13,8 млрд рублей. На четырех объектах работы уже завершились. Так движение запущено по реконструированным дорогам Красного села (на пересечении Кингисеппского шоссе, Гатчинского шоссе, улицы Восстановления и проспекта Ленина). В рамках первого этапа реконструкции Зеленогорского шоссе сдан перекресток в Зеленогорске, завершен также первый этап работ на транспортной развязке на пересечении проспектов Непокоренных и Пискаревского. Участок Петербургского шоссе от Детскосельского бульвара до Пулковского шоссе также сдан.
На сегодня определены генеральные подрядчики, которые построят мост через Смоленку в рамках строительства набережной Макарова. Первым и вторым этапом второй очереди строительства будут заниматься «АБЗ-Дорстрой» (сумма контракта равна 4,3 млрд рублей) и ЗАО «ВАД» (стоимость работ составляет 5,1 млрд рублей). данный объект реализуется в рамках программы подготовки к проведению ЧМ-2018. Подрядчиком по реконструкции Песочной набережной со строительством моста через Малую Неву в районе острова Серный стало ЗАО «Пилон», сумма контракта составила 8,79 млрд рублей.
Разработка проектной документации ведется по 32 объектам транспортной инфраструктуры. На 11 объектах планируется открыть движение в следующем году. Так будет завершено строительство автодороги к заводу Nissan, введены в эксплуатацию путепровод в створе Поклонногорской улицы, транспортные развязки на трассе М-10 «Россия» с автодорогой «Пушкин – Колпино», в районе станции «Репино», на пересечении проспекта Обуховской обороны и Обводного канала. Также планируется завершить реконструкцию Синопской набережной от Обводного до улицы Моисеенко, строительство моста через Ижорский пруд в рамках реконструкции Оборонной улицы, реконструкцию Петербургского шоссе с путепроводом через железнодорожные пути. От ЗСД до границы с Ленинградской областью будет реконструирована трасса А-181 «Скандинавия», также завершится строительство набережной Макарова от ЗСД до Адмиралтейского проезда.
Алевтина Гринмирис, «ДорИнфо»