Как перевозчики Северо-Запада и оператор системы ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» так и не пришли к компромиссу во время «круглого стола», читайте в материале «ДорИнфо».

«Война без особых причин» - так на «круглом столе» в Санкт-Петербурге 27 августа окрестили перевозчики систему взимания платы с 12-тонников на федеральных трассах России. В ходе жаркой дискуссии инициатору «круглого стола» - ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» - почти сразу пришлось занять оборонительную позицию и отвечать на критику бизнесменов и специалистов транспортной отрасли.

До запуска системы взимания платы с 12-тонников, которая получила название «Платон», осталось ровно два с половиной месяца. Чтобы ответить на оставшиеся у перевозчиков вопросы, оператор системы - ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» - организовал «круглый стол». На нем представители компании собирались рассказать о тестировании и функционировании системы, а также получить полезные замечания и предложения от владельцев большегрузов.

Готовность к 15 ноября

Первым слово взял генеральный директор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Александр Советников. Он напомнил присутствующим, что компания отвечает лишь за строительство, эксплуатацию и финансирование системы, тогда как правила игры и тарифы устанавливает государство.

«Наибольший ежегодный ущерб дорогам (по оценкам специалистов – 180 млрд рублей) наносят тяжелые транспортные средства, к которым относятся и 12-тонники. Существующие мероприятия не компенсируют этот ущерб в полном объеме. Наша цель – чтобы каждый вносил справедливую плату именно за тот ущерб, который наносит дороге. Практически все европейские страны пошли по такому пути и ввели такие системы», - подчеркнул Советников.

Гендиректор отметил, что тестирование системы идет по плану. Ее «сердце» - центр обработки данных – будет расположен в Твери, его приемка должна была начаться 1 сентября. В этот центр будет стекаться информация со всей страны, от Владивостока до Калининграда.

Что касается 481 стационарной рамки, которые установят приблизительно на каждые 100 км федеральных дорог для проверки водителей, то из них только 20 штук появятся на трассах к 15 ноября. По словам коммерческого директора компании Антона Замкова, их установят в местах, объезд которых невозможен. Например, перед мостами и тоннелями. Полностью размещение всех конструкций завершится летом 2017 года. Поскольку даже почти 500 рамок для успешного функционирования системы явно недостаточно, на помощь им придет система мобильного контроля. Передвижные рамки будут появляться перед водителями большегрузов совершенно неожиданно. На «круглом столе» уточнили, что конструкции заработают в автоматическом режиме и не будут иметь отношения к выписке штрафов.

«Функцию контроля - а это, в первую очередь, государственная функция - необходимо воспринимать серьезно. Первый вопрос, который нам задают - как ее можно обмануть. Ну, наверное, можно, но не очень хотелось бы», - предостерег перевозчиков Замков.

Сеть обслуживания клиентов системы будет представлена 103 офисами в крупных городах абсолютно всех субъектов России и 35 офисами на пограничных пунктах пропуска. К слову, в Северо-Западном федеральной округе откроют 22 центра обслуживания, из которых 13 штук будут в городах. При этом Замков подчеркнул, что округ является самым цивилизованным с точки зрения организации транспортной логистики и владения. «Ни в одном округе нет такого, чтобы юрлица в совокупности превышали по владению физлица», - констатировал коммерческий директор.

С 1 сентября в распоряжении интернет-пользователей появился сайт www.platon.ru, на котором можно создать личный кабинет и получить ответы на все интересующие вопросы. А спустя две недели должен начать работу круглосуточный call-центр на двух языках, звонок в который будет бесплатным. Более подробно о механизмах оплаты и информационной поддержке системы «Платон» портал «ДорИнфо» писал ранее

Где перевозчику взять деньги?

После доклада руководства компании право высказаться получили остальные участники «круглого стола». Первым выступил председатель совета некоммерческого партнерства «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Он сразу же начал с денежного вопроса, который для присутствующих был, пожалуй, самым насущным.

«В среднем большегрузный транспорт проезжает за месяц 20 тысяч километров, более 70 тысяч рублей перевозчику нужно будет заплатить вперед. Где перевозчику взять эти деньги? Сверху нет понимания, как работают на земле. Перевозчика вынуждают ездить с перегрузом, чтобы покрыть поборы. Вы хотите уничтожить отрасль? Она и так на грани уничтожения!», - высказался Матягин.

Такую же безотрадную картинку обрисовал и гендиректор «Производственного объединения грузового автотранспорта №10» Илья Яшин: «Не думаю, что в дальнейшем нужно рисовать перспективы развития - все будет ясно. Транспорт начнет массово выбывать с рынка, люди начнут искать способы выживания. И одним из них станут поездки не на большегрузах, а на «Газелях», «Валдаях» и т.п. Количество сжигаемого топлива, изнашиваемой резины и ущерба дорожному покрытию увеличится в разы. В случае с «Газелью» - в 16 раз».

Яшин отметил, что постановление Правительства РФ о проекте 12-тонников довольно «сырое», и призвал запустить пилотный проект перед тем, «как система начнет функционировать, и в стране все очень сильно изменится». Присутствовавшие поддержали Яшина, заметив, что 90% нынешних перевозчиков не в состоянии оплатить аванс за проезд по федеральным дорогам. При этом особо рассчитывать на выдачу банковских кредитов тоже не приходится.

Советников подтвердил, что пока проектом предусмотрена только авансовая система платежа. Однако предложение об оформлении кредита или введении скидок при выплате аванса можно передать на рассмотрение Минтранса РФ. Он добавил, что все перевозчики находятся в равных условиях, поэтому неверно говорить о том, что одни из них пострадают после запуска системы «Платон», а другие нет. Также владельцев большегрузных ТС попросили вспомнить о маршрутных картах. По сути, это «разовый билет» на конкретную поездку как минимум в течение месяца. Это альтернатива бортовым устройствам, которая снимает вопрос с авансом.

Затем за представителей ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» заступился гендиректор РАДОР (Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами) Игорь Старыгин. Он заявил, что сейчас ущерб, который наносится российским магистралям, фактически в два раза превышает финансовые вливания в дорожную отрасль. В настоящее время только 37% региональных трасс страны находятся в нормативном состоянии. Причем на поддержание этой сети в нормативе в 2015 году выделено только около 14% необходимых средств – 193 млрд рублей вместо 1 трлн 40 млрд рублей.

«Если мы не будем увеличивать объемы дорожных работ, никто не будет доволен тем, что происходит в стране. Поэтому и было решено взимать плату с тех, кто оказывает наибольший ущерб дороге. Сейчас главный вопрос – как найти баланс между интересами государства и пользователями этих дорог», - отметил Старыгин.

Как поступят с иностранцами?

Беспокойство у экспертов вызвала не только проблема непомерной платы для перевозчиков. Гендиректор ЗАО «Норд» Сергей Кравченко поинтересовался, будет ли развита инфраструктура, которая позволит иностранцам оплатить наносимый дорогам ущерб. И может ли возникнуть такая ситуация, что 15 ноября гражданин Финляндии или Норвегии «спрыгнет» с парома и избежит штрафа за неоплаченный проезд по федеральной дороге.

Представители компании поспешили заверить, что иностранные и отечественные перевозчики равны перед законом. На всех пограничных переходах будут либо офисы для обслуживания клиентов, либо автоматические терминалы оплаты. И, если зарубежный предприниматель не оплатит проезд своих большегрузов по федеральным трассам России, он будет считаться таким же нарушителем, как и его отечественный коллега. При этом система «Платон» распознает все номера, в том числе и иностранные.

На предложение участников «круглого стола» повысить плату для иностранцев, тем самым создав более выгодные условия для российского бизнеса, Советников отреагировал положительно. Он сказал, что такую идею можно подать Кабмину или Минтрансу РФ.

«Белые пятна» и проблема с бортовыми устройствами

Разобравшись с иностранными конкурентами, участники «круглого стола» принялись выискивать недостатки в функционировании самой системы взимания платы с 12-тонников. Причем чем больше находилось «белых пятен», тем сильнее «распалялись» перевозчики. О мирном характере дискуссии уже не могло идти речи.

«Данная система не просто сырая, она убийственная для отрасли и вредная для государства. У нас дороги дороже, чем в других странах. Нам сейчас говорят – надо еще деньги на дороги. Мы, транспортники, просим не менять правила игры на ходу, мы не успеваем к ним приспособиться. И начнется война без особых причин с собственным народом. Постановление Правительства действует не в интересах государства. За этот проект будут платить не только транспортники, но и каждый гражданин государства», - возмутился один из участников встречи.

После члены «круглого стола» поговорили об уловках, на которые водители могут пойти во избежание оплаты проезда. К примеру, взять номер с «Жигулей» и повесить его на грузовик. Или оставить бортовое устройство дома и заплатить сотруднику ГИБДД взятку, чтобы таким образом сумма на лицевом счете оставалась неизменной. В ответ на это руководство «РТ-Инвест Транспортные системы» возразило, что давать взятку сотрудникам Госавтоинспекции бесполезно. Информация о нарушении считывается в автоматическом режиме, по аналогии с камерами видеонаблюдения.

Недовольство приглашенных экспертов вызвала и ситуация с бортовыми приборами. Как выяснилось, обещанные 2 млн устройств, которые раздадут водителям бесплатно, появятся только к новому году. При этом оборудование пока не прошло полную проверку.

В настоящий момент по стране «ездят» 700 бортовых устройств, которые изготавливают на заводе в Санкт-Петербурге. Пока на складе завода находятся только 30 тысяч приборов. Но перевозчиков заверили, что устройств гарантированно хватит всем. Ведь часть водителей и владельцев ТС предпочтет маршрутные карты, часть не будет пользоваться федеральными трассами для транспортировки грузов.

Еще одним камнем преткновения стало то, что с перевозчиков будут взимать плату за проезд по федеральным дорогам внутри городов. По словам гендиректора ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», если городская улица является частью федеральной трассы, то для проезда по ней также нужно приобретать маршрутную карту. Но поскольку многие водители в таком случае могут, сами того не зная, стать нарушителями, участники встречи предложили распространить действие системы только на трассы за пределами населенных пунктов.

К концу «круглого стола» просьбы дополнительно протестировать систему стали звучать все настойчивее. В пример приводился Западный скоростной диаметр (ЗСД) Петербурга, на котором месяц тестировали систему взимания платы, не собирая с водителей денег. Некоторые бизнесмены предлагали опробовать систему на своих компаниях в течение двух-трех месяцев. Однако все эти предложения были отвергнуты представителями компании ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». На протяжении нескольких часов они пытались донести до участников встречи мысль о том, что тестирование системы идет давно и сбоев пока не дает.

«Сегодня даже рюкзак для школьника имеет норму. Никто не говорит повестить на него мешок с картошкой, поскольку последствия для здоровья будут не очень хорошие. С дорогой точно также. Поэтому давайте будем уважительно относиться к тем документам, которые есть в Российской Федерации. Если кто-то имеет возражения, может обратиться в Минтранс или Правительство», - резюмировал глава РАДОРа Игорь Старыгин.

В итоге опасения перевозчиков так и не развеялись, как ни пытались на «круглом столе» смягчить ситуацию представители оператора системы. Сбудутся ли самые страшные прогнозы владельцев большегрузов насчет будущего системы «Платон», или она докажет свою эффективность, станет ясно совсем скоро.

Юлия Нуртдинова


Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789