Снижается ли количество ДТП на российских дорогах, или с каждым годом растет? Что чаще становится причиной смертельных столкновений? Обо всем этом читайте в материале «ДорИнфо».
Отношение людей к ДТП зачастую диаметрально противоположное. Для участников аварий – это нередко разбитые машины и судьбы, для многих посторонних наблюдателей - это шоу, дающее мощный заряд адреналина. Интерес к крушениям на дорогах необычайно велик: 40,3 млн результатов в поисковой системе Google по запросу «ДТП», видео с регистраторов на хостинге YouTube с миллионными просмотрами. Скажем больше – неизменно резонансные смертельные ДТП становятся «хитом» просмотров на нашем портале «ДорИнфо».
«Учителя» и «ученики», «хрусты», «кегли» и «встречники» - эти персонажи водительского «фольклора» регулярно становятся виновниками ДТП. А в Самаре даже установили виртуальный памятник «обочечникам» в виде стада баранов на Московском шоссе. Но не секрет, что к автокатастрофе может привести не только «человеческий фактор». Что чаще всего становится причиной ДТП, какова в этом заслуга российских дорог и на каких федеральных трассах чаще всего разбиваются люди, выяснил портал «ДорИнфо».
Несмотря на расхожее мнение водителей, что дороги России с каждым годом становятся все хуже, а аварий на них – все больше, сухая статистика ГИБДД говорит об обратном. За последние два года наблюдается тенденция к снижению числа ДТП и смертности на российских дорогах.
Согласно статистике Госавтоинспекции России, предоставленной порталу «ДорИнфо», в 2014 году на региональных и федеральных трассах страны случились 72 836 аварий (не считая незарегистрированных полицейскими). В них погибли 18176 человек. Для сравнения, число погибших сопоставимо с населением города Няндома в Архангельской области. Пострадали – 100447 человек. Это чуть меньше, чем население города Ногинска в Подмосковье.
Но если сравнивать показатели аварийности этого года с предыдущим, то обнаруживается положительная тенденция. Так, с января по апрель в 2015 году на федеральных и региональных дорогах произошло 13222 ДТП, что на 4079 аварий меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Количество смертей в ДТП также сократилось на 935 человек.
Дело здесь, надо полагать, не только в воле случая или повышении сознательности водителей. Определенную роль играют и «сопутствующие недостатки улично-дорожной сети». Это могут быть колея или гигантская яма, износившаяся разметка или размытое дорожное полотно. И если с января по апрель 2014 года недостатки УДС способствовали авариям в 4607 случаях, то в 2015 году таких ДТП стало меньше на 511 штук.
Как не трудно догадаться, количество дорожных происшествий в субъектах России распределяется неравномерно. Так, уже давно «пальму первенства» по числу ДТП держат Красноярский и Краснодарский края, Челябинская область, Нижегородская и Ростовская области, Татарстан, Подмосковье, Санкт-Петербург и Москва. Кстати, «раем» для водителей является Чукотский автономный округ – там в апреле 2015 года не произошло ни одного зафиксированного ДТП. Также по пальцам можно пересчитать ДТП в республике Алтай, Еврейской автономии, Ингушетии, Магаданской области.
К слову, если статистика ДТП на региональных трассах для каждого субъекта выводится своя, то зафиксированные аварии на федеральных автодорогах «стекаются» во всероссийскую ГИБДД. И «Топ-10» самых аварийных федеральных трасс 2014-го года, по версии Госавтоинспекции России, выглядит следующим образом:
ДТП на федеральных трассах России в 2014 году
Для сравнения – на федеральной дороге А-360 «Лена», которую признавали одной из самых страшных дорог в мире, за весь год случилось 91 ДТП. В этих авариях погибли 24 человека. Однако стоит сделать скидку на то, что большая часть трассы проходит по территории вечной мерзлоты, а не через густонаселенные города России.
ДТП на федеральных трассах России в 2015 году (январь – апрель)
Как видим, с третьего места на пьедестале самых аварийных маршрутов платную автодорогу М-4 «Дон» потеснила трасса М-29 «Кавказ». Также поменялись местами федеральные дороги М-6 «Каспий» и М-8 «Холмогоры».
Разумеется, ведомства, на балансе которых находятся федеральные трассы, пытаются сделать вверенные им дороги как можно безопаснее. О том, как будут ликвидироваться «очаги аварийности» в этом году на трассе М-7 «Волга» между Подмосковьем и Нижегородской областью, мы уже писали. Дорожники из ФКУ Упрдор «Москва – Нижний Новгород» ставят перед собой три приоритетных задачи: разделение встречных транспортных потоков, ликвидация левых поворотов и защита пешеходов.
Второе место в топе занимает федеральная трасса М-5 «Урал» (Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск). Как пояснил корреспонденту «ДорИнфо» начальник отдела безопасности дорожного движения ФКУ «Поволжуправтодор»* Александр Першин, за последние четыре месяца на подведомственном управлению участке дороги количество ДТП снизилось на 11%. Но, к сожалению, количество аварий с сопутствующими дорожными условиями наоборот увеличилось на 14%.
*В ведении ФКУ «Поволжуправтодор» находится автодорога М-5 «Урал» на территории Пензенской, Самарской, Саратовской, Рязанской, Ульяновской областей и Мордовии.
При поступлении финансирования в 2015 году дорожники из ФКУ «Поволжуправтодор» установят на трассе М-5 «Урал» барьерное ограждение, чтобы предотвратить выезды автомобилистов на встречную полосу. Также, по словам Першина, в 2014 году удалось несколько снизить количество ДТП на трассе благодаря изменению подхода к выбору материалов для разметки. Осевую линию тогда выполнили с применением прочного термопластика. Термопластичный материал появился и на пешеходных переходах, чтобы уберечь самых незащищенных участников дорожного движения.
В перспективе специалистам управления необходимо довести параметры федеральной трассы до первой-второй технической категории, построить обходы нескольких населенных пунктов, возвести ряд транспортных развязок и завершить модернизацию технических средств организации дорожного движения.
Но в разговоре про ДТП на российских дорогах не нужно забывать и региональные трассы. Как обстоит с аварийностью на автодорогах Свердловской области, корреспонденту «ДорИнфо» рассказали в региональной ГИБДД.
«С начала года у нас примерно в 31% случае фиксировали неудовлетворительные дорожные условия. Но в каждом конкретном случае нужно было смотреть – поспособствовали они аварии или нет. Отметим, что мы уделяем огромное внимание состоянию проезжей части дорог. У нас в области разметка есть почти на всех федеральных трассах. Постоянно ведется борьба с колейностью и ямами. В предотвращении выездов на встречку помогают дирижабли и беспилотники. Они фиксируют выезд через «сплошную» и нарушителя останавливают с доказательствами на следующем посту ДПС», - отметили в управлении ГИБДД по Свердловской области.
В ликвидации «встречных» ДТП также эффективно зарекомендовало себя еще одно приспособление – тросовые барьерные ограждения. Благодаря их установке на федеральных трассах Центральной России число погибших в ДТП в 2014 году сократилось на 60-100% по сравнению с предыдущим периодом. Причина, по которой дорожники уделяют столь пристальное внимание разделению встречных потоков, проста – выезд на «встречку» считается самой частой причиной ДТП на российских дорогах.
Причины ДТП, случившихся в 2014 году на федеральных и региональных дорогах
Как правило, водители, выезжающие на встречную полосу, и «лихачи» чаще всего гибнут на загородных трассах, где больше возможностей для разгона и маневров. В пределах городов чаще случаются аварии, причиной которых послужил обгон или неправильный выбор дистанции. При этом за первые четыре месяца 2015 года ситуация с самыми «популярными» причинами ДТП не изменилась.
Причины ДТП, случившихся в 2015 году на федеральных и региональных дорогах
На дороге у каждого водителя, разумеется, своя правда. И для кого-то нарушение ПДД – лишь часть ежедневного ритуала. Которая, правда, может обернуться трагедией для других автомобилистов и пешеходов. Сотрудники ГИБДД со своей стороны не устают напоминать - в первую очередь виновник аварии – не дорога, не бордюр или разметка, а водитель. И в подавляющем большинстве случаев именно от него зависит, попадет он в ДТП или нет.
Юлия Нуртдинова, «ДорИнфо»