13-линия Васильевского острова 199034 Россия, Санкт-Петербург +7(812)2450568

Дороги России: проблемы и их решения

В день открытия Бугринского моста, 8 октября, в Новосибирске президент России Владимир Путин провел заседание президиума Госсовета, посвященное вопросам развития дорожной отрасли. Заседание получилось довольно продолжительным и содержательным. Однако, судя по докладам участников, дороги России пока вызывают много вопросов. А вот ответы на них есть не всегда. Поручения президента по итогам заседания пока не опубликованы. Но те предложения, которые были озвучены участниками, в случае принятия могут кардинально повлиять, например, на работу дорожных фондов в регионах, сметное нормирование, систему контроля передвижения большегрузов по дорогам.

Владимир Путин: «Дорожная отрасль по-прежнему остаётся трудным, проблемным вопросом. А задача сделать её опережающей, новаторской, прорывной отраслью – ещё впереди в своём решении. Чтобы она, эта отрасль, служила одним из мощных локомотивов развития экономики всей страны, нужно ещё многое сделать».

Направления работы дорожной отрасли, требующие особого внимания, в начале заседания обозначил президент. В список попали соотношение цены и качества построенных дорог, устаревшие методики подготовки смет, внедрение инноваций, которому мешают «бюрократические стены», увеличение срока службы дорожных одежд и сохранность дорог, завышение цен на инертные материалы, развитие проектов государственно-частного партнерства и ряд других. Все эти темы, надо сказать, обсуждаются на профессиональных встречах дорожников регулярно. Никакой «внезапно» возникшей проблемы Владимир Путин не озвучил.

Перед заседанием Госсовета Владимир Путин посетил выставку достижений и современных технологических решений в области дорожного строительства.

1.JPG

Где взять денег?

Вопрос нехватки средств звучал лейтмотивом на протяжении всего заседания президиума Госсовета. «Экономика диктует свои условия, при которых сокращаются объемы финансирования дорожного хозяйства», - заметил министр транспорта России Максим Соколов. По его словам, в ближайшие два года финансирование дорожной отрасли сократится на 36 млрд рублей. При этом уже существенно сокращена и госпрограмма развития транспортной системы. Пока все это не критично, считает министр, но, если тенденция продолжится, есть вероятность не выполнить поручение главы государства по удвоению темпов строительства дорог в стране. Пока федеральные дорожники с этим поручением справляются, а вот в регионах трудности возникли уже давно и могут усугубиться. Где взять деньги, Минтранс России пока так и не придумал. Точнее придумал, но всё остается на уровне неутвержденных Правительством РФ и незакрепленных в законодательстве предложений. Их несколько.

41d50d4ac9b853dafc49.jpeg

Минтранс РФ предлагает оптимизировать стоимость строящихся дорог, уточнить подходы к проектированию в зависимости от назначения дороги, сформировать единую для всей страны базу данных объектов, аналогов и стоимости ресурсов. Такая база позволит проверять достоверность сметной стоимости дорожных объектов. Также министерство предлагает субъектам рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по уплате налога с автодорог. Его можно уплачивать не из регионального дорожного фонда, а за счет других источников. Это касается также и земельного налога на земли, занятые местными дорогами, пояснил на заседании президиума Госсовета Максим Соколов.

В конце 2015 года на федеральных трассах страны должна заработать система взимания платы с 12-тонников. Часть доходов от этого проекта Минтранс РФ предлагает направлять на развитие региональных и местных дорог. Более того Соколов заявил, что такую же систему стоит внедрить и на региональной сети, а также начать брать деньги за проезд и с владельцев грузовиков с массой больше 3,5 тонны. О том, обсуждалась ли такая идея с автовладельцами, Соколов, правда, ничего не сказал. Руководство Минтранса также активно призывает власти регионов использовать механизмы государственно-частного партнерства. По мнению Максима Соколова, в качестве примера субъекты уже могут использовать проекты Госкомпании «Автодор» (речь идет о платных дорогах – авт.). Хотя и у нее, как признался на этом же заседании глава «Автодора» Сергей Кельбах, различных проблем пока немало.

Еще одно предложение Минтранса касается изменения принципов формирования дорожных фондов. О нем на заседании президиума Госсовета докладывал президент Татарстана Рустам Минниханов.

«Снижение акцизов на нефтепродукты в рамках существующего налогового манёвра, предусматривающего 100-процентное поступление средств в региональные фонды, приведёт к тому, что субъекты недополучат 91 миллиард рублей, - пояснил Минниханов. - Для компенсации выпадающих доходов предусмотрены Минфином России межбюджетные трансферты. Однако все эти меры лишь сохранят текущий уровень финансирования и не позволят увеличить региональные дорожные фонды. Кроме того, на данный момент поступление акцизов на нефтепродукты по регионам идёт ниже прогнозов». Пополнить региональные дорфонды глава Татарстана предложил с помощью «непопулярной» меры. «Всё-таки один рубль на все виды ГСМ или добавить, или, когда будем снижать, оставить, чтобы эти средства пошли на дороги местного значения. В любом случае других источников, мы обсуждали с коллегами, пока не видим», - признался президент республики. Также Минниханов считает нужным укрупнить дорожные фонды до уровня муниципальных районов и городских округов. «У нас свыше 900 муниципалитетов – значит, мы должны создать 936 поселенческих дорожных фондов. А ещё есть муниципальные поселения, городские округа, 43 муниципальных района и два городских округа. Эта система нормально работает», - заверил глава региона.

Во всём виноваты большегрузы

Помимо нехватки денег руководителей регионов не меньше волнует вопрос разрушения дорог большегрузами. Проект «12-тонников» в целом поддерживают, но при этом все высказывают опасения по поводу будущего региональных и местных дорог.

Как только за проезд по «федералкам» с владельцев фур начнут брать деньги, все они поедут по пока бесплатным – региональным и местным дорогам. «Наши прежние дороги рассчитаны на 6 тонн на ось, сегодняшние, которые мы делаем 9 тонн на ось, – у них (у большегрузов – авт.) 15–22 тонны – всё, это катастрофа, мы через год уже ничего не будем иметь!», - посетовал на заседании губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.

41d50d49f507c482cff4.jpeg

Дабы предотвратить «катастрофу» Минтранс РФ и предлагает брать деньги на «регионалках». При этом и чиновники, и дорожники просят усилить контроль за движением грузовиков по трассам. Тот же Артамонов «пожаловался» на то, что останавливать для проверки грузовик может ГИБДД, а взвешивать его вправе только работник «специально созданной службы». Сотрудников Госавтоинспекции сейчас не хватает, поэтому «надо передать эти полномочия в муниципалитеты или транспортным инспекциям, чтобы мы могли быстро начать эту работу, и плюс разрешить её автоматизировать», предложил калужский губернатор.

Предложение коллеги прокомментировал глава Татарстана. Минниханов заметил, что «есть республиканские организации, которые отвечают за эти полномочия, но без ГИБДД эта схема не работает». Артамонов в свою очередь пояснил, что «надо разрешить при ГИБДД создавать специализированные организации, которые бы эту работу делали». Предложение поддержал Владимир Путин, добавив, что вместе с ГИБДД можно передать эти полномочия на места.

Эта проблема уже много лет обсуждается и самими дорожниками. Практически на каждой профессиональной встрече специалисты говорят, что система несовершенна, и нужно срочно что-то менять. Сейчас за работу постов весового контроля отвечают дорожники, останавливать и штрафовать российских дальнобойщиков, могут только сотрудники ГИБДД, а проверкой разрешительных документов и взвешиванием занимается только Ространснадзор. 

И это еще не всё…

На заседании президиума Госсовета поднималось еще немало вопросов. Поговорили о земельных вопросах и перекладке инженерных сетей при строительстве дорог, о финансировании платных дорог за счет инвесторов, строительстве бетонных дорог, дорог к малым селам.

41d50d4ad1b7a8c11d3c.jpeg

Резюмируя обсуждение Владимир Путин заметил, что всё озвученное - «это еще даже не все вопросы, там их гораздо больше». «Мы обязательно все, что вы сегодня говорили… учтем, скомпонуем и соответствующим образом заложим в поручениях. Разумеется, с соответствующим контролем за их исполнением. И соберемся еще не один раз по этому вопросу», - пообещал президент.

Ольга Черухина, "ДорИнфо"

фото: пресс-служба Кремля


Ограничения на трассах. ДТП:
Статьи:
Комментарии:
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений