О цифровых системах для мониторинга состояния дорог зимой порталу «ДорИнфо» рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью развитой дорожной инфраструктуры. Как ранее сообщали в пресс-службе Росавтодора, внедрение современных технологий в систему обслуживания трасс увеличивает скорость принятия оперативных решений по эксплуатации дорог, способствуя улучшению качества жизни людей в целом. О цифровых системах и внедрении ИИ-технологий, которые используются в городах России и в мире для мониторинга состояния автомобильных дорог зимой и для зимнего содержания, порталу «ДорИнфо» рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.
Мониторинг состояния покрытия автодорог в зимний период позволяет дорожным службам вовремя и рационально распределять противогололедные материалы и использовать их только на участках, требующих обработки. Существует целый ряд информационных систем, которые позволяют осуществлять такой мониторинг. Так, есть системы оценки состояния дорог по погодным условиям, по бесконтактному и контактному методам. При бесконтактном методе распознается с какой скоростью, под каким углом и с какой долей рассеивания вернулся сигнал с дорожного полотна с учетом погодных показателей, а при контактном оценка состояния происходит с помощью встроенных в покрытие датчиков. Чаще эти системы, по словам эксперта, применяют на платных трассах, где необходимо держать высокий уровень качества поверхностей. Еще есть системы, анализирующие траекторию движения транспорта, особенно на перекрестках – они сообщают, например, о сужении проезжей части из-за снежных валов, образованных после прохода уборочной техники.
«Современные цифровые технологии позволяют работать на опережение – проводить превентивную обработку дорожного полотна противологололедными материалами. Это важно, поскольку всегда лучше предотвращать образование снежных накатов и гололеда, чем потом бороться с их последствиями»
В России искусственный интеллект для мониторинга состояния дорог зимой используется в нескольких субъектах. Как сообщила Юлия Антонова, первым городом, который начал активно использовать цифровые технологии, контроль обслуживающих организаций, мониторить состояния дорог и движения спецтехники, стала Москва. В 2011 году столица разработала технологию содержания города, в которой была описана для тех времен новая технология применения ПГМ, превентивная обработка до выпадения осадков на основании прогноза погоды. Сейчас в Москве все системы интегрированы в единую общую систему, позволяющую обеспечивать высокие стандарты содержания и эффективности использования имеющихся ресурсов.
«Что касается других городов страны, то, например, цифровая система контроля за содержанием улиц в зимний период уже работает в четырех районах Санкт-Петербурга. Она отслеживает состояние дорог до и после уборки. С 2024 года в Казани за очисткой улиц от снега следят нейросети, а с текущего года планируется также, чтобы они фиксировали падение снега с крыш»
Современные технологии зимой помогают дорожникам не только при мониторинге, но и при выполнении работ по содержанию дорожной сети с помощью спецтехники. Для эффективной и безопасной противогололедной обработки техника должна быть оснащена специальным компьютером, рассчитывающим скорость распределения ПГМ. При этом учитываются скорость движения машины, ширина полосы и дальность распределения реагентов.
«Благодаря развитию цифровых технологий специализированная техника становится эффективнее и экономичнее. Бортовой компьютер, например, может рассчитать ширину распределения противогололедного материала (ПГМ), дозировку, остановить подачу ПГМ на светофорах и при снижении скорости до установленного минимального предела»
Развитие и внедрение технологий требует повышения квалификации дорожных специалистов, задействованных в зимнем содержании дорог. По словам Юлии Антоновой, в европейских странах управление обработкой ПГМ осуществляется диспетчером, а не водителем КДМ. Именно диспетчер на основании полученных данных после измерения коэффициента сцепления колес с дорогой определяет маршрут для водителя КДМ и регулирует распределение ПГМ на тех участках дороги, где это необходимо. Один оператор управляет сразу несколькими машинами. В России эти функции выполняет водитель КДМ. Он же проводит обработку дорог реагентами в соответствии с утвержденным регламентом. По словам Юлии Антоновой, просто водителя КДМ найти легче, чем квалифицированного специалиста, который будет работать удаленно из офиса и должен уметь не только управлять транспортным средством, но и бортовым компьютером, сложным программным обеспечением, а также контролировать распределение ПГМ.
«В России есть такие специалисты, но их не хватает. Особенно это заметно в региональных обслуживающих организациях, на федеральном уровне ситуация немного лучше. У нас большой выбор как коммерческих, так и некоммерческих организаций, осуществлявших подготовку специалистов для дорожных служб. Разработано множество программ по переподготовке и повышению квалификации, но, к сожалению, «учеников» почти нет»
Любопытен опыт Японии, где разработали полностью роботизированную КДМ, которая двигается по запрограммированному маршруту по системе навигации, оценивает состояние дорожного полотна, принимает решение об обработке, делая расчеты по норме расхода ПГМ. В России недавно Минтранс подготовил законопроект, предполагающий внесение изменений в Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах. В документе предусмотрены пять уровней автоматизации транспортных средств. По словам Юлии Антоновой, данный документ является важным шагом к началу сертификации беспилотных машин. Благодаря принятию закона использование высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в России может стать массовым.
Отметим, что в дорожной отрасли России цифровые технологии активно внедряются в самых разных направлениях деятельности. Так, по итогам 2024 года Федеральное дорожное агентство вошло в число лидеров по выполнению мероприятий по цифровизации: Росавтодор занял 7 место среди 60 федеральных органов исполнительной власти. В частности, в минувшем году разработан инновационный сервис для пользователей и владельцев дорог, органов госвласти – федеральная государственная информационная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ), представлен первый в России дорожный чат-бот для пользователей федеральных трасс – ФеДор, реализован пилотный проект по автоматическому мониторингу паводковых вод на участке трассы Р-21 «Кола» в Республике Карелия, продолжена работа по мониторингу состояния участков федеральных дорог, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов, и др.