О цифровых системах для мониторинга состояния дорог зимой порталу «ДорИнфо» рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью развитой дорожной инфраструктуры. Как ранее сообщали в пресс-службе Росавтодора, внедрение современных технологий в систему обслуживания трасс увеличивает скорость принятия оперативных решений по эксплуатации дорог, способствуя улучшению качества жизни людей в целом. О цифровых системах и внедрении ИИ-технологий, которые используются в городах России и в мире для мониторинга состояния автомобильных дорог зимой и для зимнего содержания, порталу «ДорИнфо» рассказала исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.

Мониторинг состояния покрытия автодорог в зимний период позволяет дорожным службам вовремя и рационально распределять противогололедные материалы и использовать их только на участках, требующих обработки. Существует целый ряд информационных систем, которые позволяют осуществлять такой мониторинг. Так, есть системы оценки состояния дорог по погодным условиям, по бесконтактному и контактному методам. При бесконтактном методе распознается с какой скоростью, под каким углом и с какой долей рассеивания вернулся сигнал с дорожного полотна с учетом погодных показателей, а при контактном оценка состояния происходит с помощью встроенных в покрытие датчиков. Чаще эти системы, по словам эксперта, применяют на платных трассах, где необходимо держать высокий уровень качества поверхностей. Еще есть системы, анализирующие траекторию движения транспорта, особенно на перекрестках – они сообщают, например, о сужении проезжей части из-за снежных валов, образованных после прохода уборочной техники.

«Современные цифровые технологии позволяют работать на опережение – проводить превентивную обработку дорожного полотна противологололедными материалами. Это важно, поскольку всегда лучше предотвращать образование снежных накатов и гололеда, чем потом бороться с их последствиями»

отметила исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта.

В России искусственный интеллект для мониторинга состояния дорог зимой используется в нескольких субъектах. Как сообщила Юлия Антонова, первым городом, который начал активно использовать цифровые технологии, контроль обслуживающих организаций, мониторить состояния дорог и движения спецтехники, стала Москва. В 2011 году столица разработала технологию содержания города, в которой была описана для тех времен новая технология применения ПГМ, превентивная обработка до выпадения осадков на основании прогноза погоды. Сейчас в Москве все системы интегрированы в единую общую систему, позволяющую обеспечивать высокие стандарты содержания и эффективности использования имеющихся ресурсов.

«Что касается других городов страны, то, например, цифровая система контроля за содержанием улиц в зимний период уже работает в четырех районах Санкт-Петербурга. Она отслеживает состояние дорог до и после уборки. С 2024 года в Казани за очисткой улиц от снега следят нейросети, а с текущего года планируется также, чтобы они фиксировали падение снега с крыш»

рассказала Юлия Антонова.

Современные технологии зимой помогают дорожникам не только при мониторинге, но и при выполнении работ по содержанию дорожной сети с помощью спецтехники. Для эффективной и безопасной противогололедной обработки техника должна быть оснащена специальным компьютером, рассчитывающим скорость распределения ПГМ. При этом учитываются скорость движения машины, ширина полосы и дальность распределения реагентов.

«Благодаря развитию цифровых технологий специализированная техника становится эффективнее и экономичнее. Бортовой компьютер, например, может рассчитать ширину распределения противогололедного материала (ПГМ), дозировку, остановить подачу ПГМ на светофорах и при снижении скорости до установленного минимального предела»

рассказала Юлия Антонова.

Развитие и внедрение технологий требует повышения квалификации дорожных специалистов, задействованных в зимнем содержании дорог. По словам Юлии Антоновой, в европейских странах управление обработкой ПГМ осуществляется диспетчером, а не водителем КДМ. Именно диспетчер на основании полученных данных после измерения коэффициента сцепления колес с дорогой определяет маршрут для водителя КДМ и регулирует распределение ПГМ на тех участках дороги, где это необходимо. Один оператор управляет сразу несколькими машинами. В России эти функции выполняет водитель КДМ. Он же проводит обработку дорог реагентами в соответствии с утвержденным регламентом. По словам Юлии Антоновой, просто водителя КДМ найти легче, чем квалифицированного специалиста, который будет работать удаленно из офиса и должен уметь не только управлять транспортным средством, но и бортовым компьютером, сложным программным обеспечением, а также контролировать распределение ПГМ.

«В России есть такие специалисты, но их не хватает. Особенно это заметно в региональных обслуживающих организациях, на федеральном уровне ситуация немного лучше. У нас большой выбор как коммерческих, так и некоммерческих организаций, осуществлявших подготовку специалистов для дорожных служб. Разработано множество программ по переподготовке и повышению квалификации, но, к сожалению, «учеников» почти нет»

отметила исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта.

Любопытен опыт Японии, где разработали полностью роботизированную КДМ, которая двигается по запрограммированному маршруту по системе навигации, оценивает состояние дорожного полотна, принимает решение об обработке, делая расчеты по норме расхода ПГМ. В России недавно Минтранс подготовил законопроект, предполагающий внесение изменений в Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах. В документе предусмотрены пять уровней автоматизации транспортных средств. По словам Юлии Антоновой, данный документ является важным шагом к началу сертификации беспилотных машин. Благодаря принятию закона использование высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в России может стать массовым.

Отметим, что в дорожной отрасли России цифровые технологии активно внедряются в самых разных направлениях деятельности. Так, по итогам 2024 года Федеральное дорожное агентство вошло в число лидеров по выполнению мероприятий по цифровизации: Росавтодор занял 7 место среди 60 федеральных органов исполнительной власти. В частности, в минувшем году разработан инновационный сервис для пользователей и владельцев дорог, органов госвласти – федеральная государственная информационная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ), представлен первый в России дорожный чат-бот для пользователей федеральных трасс – ФеДор, реализован пилотный проект по автоматическому мониторингу паводковых вод на участке трассы Р-21 «Кола» в Республике Карелия, продолжена работа по мониторингу состояния участков федеральных дорог, проходящих по территории распространения многолетнемерзлых грунтов, и др.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789