Рассказываем, какие изменения запланированы в рамках реорганизации дорожной отрасли в регионе
К июню 2025 года в Ленинградской области завершат реорганизацию дорожной отрасли. Ожидается, что реформа повысит качество и эффективность дорожно-строительных работ в регионе. О том, какие изменения уже произошли, что еще планируют поменять и модернизировать, рассказали заместитель председателя правительства региона по транспорту и топливно-энергетическому комплексу Сергей Харлашкин и председатель комитета по дорожному хозяйству области Денис Седов в рамках пресс-конференции ТАСС, которая состоялась 5 февраля. Подробнее об этом – в материале «ДорИнфо».
Какие изменения грядут?
Реформа затронет «Ленавтодор» и другие структуры, ответственные за ремонт и строительство дорог. Основная цель реорганизации – создание работоспособного и эффективного органа для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог на территории Ленинградской области. Подготовку к реформе начали несколько лет назад, к июню текущего года все намеченные работы в рамках реорганизации планируют завершить.
По словам Сергея Харлашкина, разрозненные ДРСУ, которые находились в разных районах области, теперь объединены в одно большое предприятие, в одну систему. Было принято решение разделить обязанности по содержанию, ремонту и строительству объектов. Так, строительством будет заниматься Дирекция дорожного строительства, а ремонтом – 17 дорожно-строительных управлений в районах (они же будут участвовать в формировании программы ремонтов и осуществлять контроль работ на местах). Таким образом, в системе будет достигнута централизация. «Ленавтодор» останется государственным бюджетным учреждением, у которого в структуре будут находиться 17 ДСУ.
«Самое главное – все строительные мощности будут обособлены в этом предприятии. Что это дает? Во-первых, мы уходим от зачастую избыточных конкурсных процедур. Что мы имели: при необходимости ремонта в каком-то районе приходилось объявлять конкурс, в котором участвовала масса дорожно-строительных предприятий. Все, кто с этим сталкиваются, знают, что конкуренция жесткая в этом направлении и, соответственно, демпинг цены и так далее. Плюс к этому – слабая система контроля предприятиями. Не всегда, к сожалению, на конкурсных процедурах выигрывали достойные строители и, зачастую, бывало так, что попадались недобросовестные подрядчики. Теперь же ответственность за все ремонтные программы и содержание дорог будет нести наше государственное бюджетное учреждение: со своей системой контроля, со своей системой финансирования, со своей системой снабжения строительными материалами»
Денис Седов добавил, что конкуренция на торгах при выборе подрядных организаций в любом случае сохранится.
«Дорожные предприятия должны быть конкурентоспособными, пусть они и государственные, но, если будут погано делать ремонт дорог, – они не выживут вообще, их посадят, либо засудят. И здесь у нас алгоритм контроля остается: в комитете будет возрожден инструмент технадзора. Это будут инженеры технического надзора, которые будут находиться в каждом районе. Предписания, административки – это все остается как маленькая дубинка, которая будет следить за реализацией полномочий государственной власти»
В результате реорганизации будет централизована и поставка стройматериалов. Если раньше каждому предприятию приходилось закупать продукцию, где придется и мелким оптом, то теперь закупка будет централизованной и в больших количествах, за счет чего оптимизируется и цена.
Про асфальтобетонные заводы
Сегодня на территории региона работает только одно мощное предприятие по выпуску асфальтобетонной смеси - Кировский асфальтобетонный завод, который способен «выдать» 150 тонн смеси в час или до 1,2 тыс. тонн за смену.
«У нас за последние два года есть, чем гордиться. За последние 50 лет первое государственное предприятие – государственный асфальтобетонный завод – мы запустили. У нас есть асфальтобетонные заводы почти во всех районах, но это старые заводы. Они могут производить смесь, но пригодную только для ямочного ремонта. Полноценно все марки асфальтобетона, которые применяются сегодня в дорожном строительстве, производит только Кировский асфальтобетонный завод – его хватит в ближайшее время и на Кировский район, и на районы, граничащие с ним»
В планах Ленобласти – в ближайшие годы открыть три асфальтобетонных завода.
«Что это даст? Во-первых, вот эти предприятия, которые образуются в результате реорганизации, будут использовать только этот асфальтобетон, и второе – мы будем участвовать в формировании цены асфальтобетона. То есть не опираться на коммерческие структуры: сколько они нам предложили, за столько и брать. Когда рядом с коммерческими структурами появится завод, который реальную цену будет определять, то либо они подтянутся к этой цене, либо завод будет грузить на всех – мощности хватит. Мы способны выпустить за сезон 300 тыс. тонн»
В ближайшем будущем планируется, что на три-четыре района Ленинградской области будет работать один мощный завод по выпуску асфальтобетонной смеси.
Про кадровый дефицит
Денис Седов отметил, что сегодня дорожная отрасль Ленобласти переживает «кадровый голод». Чтобы решить эту проблему, предпринимается ряд мер. К примеру, ДРСУ во всех районах работают над возрождением системы малосемейных общежитий: чтобы человек, приходя на работу, мог получить место жительства, которое в перспективе могло бы стать его собственностью.
«Почему-то у нас так сложилось, что рабочие специальности утеряли интерес и популярность. У нас проще стать продавцом в магазине, менеджером, но не идти на дорогу работать. А я вам скажу: сейчас машины КДМ выглядят так, что, к примеру, я разобраться во всех кнопках не могу. Надо учиться! И это не просто КДМщик, который сносит груды снега и работает с солью, с песком. Это не разнорабочий. Это человек, умеющий пользоваться техникой высокого назначения, компьютерной в том числе»
Сегодня в разных ДРСУ можно найти работу с заработной платой от 50 до 150 тыс. рублей, руководящие должности оплачиваются больше – до 180 тыс. рублей. Реорганизация предполагает изменения и в части зарплатного проекта: когда будет создано ГБУ, появится возможность законодательно рассматривать и премиальный фонд. Соответственно, сотрудники смогут получать более высокую зарплату.
«Одна из целей нашей реформы – сокращение управленческого аппарата. У нас существовало 17 разрозненных площадок, которые по своему предназначению обязаны были иметь кадровую служб, бухгалтерию, юридическую службу и т.д. Теперь все объединили в одну организацию – «Ленавтодор». <…> Мы получили добро от губернатора: освободившиеся места от управленческого аппарата заменять именно теми категориями, о которых говорит Денис Станиславович, это рабочие, водители КДМ и т.д. И фонд заработной платы, соответственно, этих инженерно-технических работников, которые освободились, будет делиться внутри организации. Но это не значит, что мы массово «на улицу убираем», у нас по большому счету было много вакансий и вот за счет сокращения – это порядка 200 человек управленческого аппарата, сделали переброску с минимальным увольнением, но 200 вакансий у нас ликвидировано»
Добавим, в 1980-1990-х годах ДРСУ базировались в каждом районе Ленобласти. Это были крупные предприятия, которые выполняли работы по содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автодорог. С середины 90-х до начала 2000-х из-за ежегодного недофинансирования работ на региональных трассах ДРСУ утратили возможность закупать необходимое количество техники и платить конкурентную заработную плату. В связи с этим правительство области решило реорганизовать предприятия и усилить государственное участие в развитии инфраструктуры.