Рассказываем об основных целях и задачах новых национальных проектов в части развития автомобильных дорог

В Москве в рамках XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию, где, среди прочего, обсудили цели и задачи новых национальных проектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». Эти два нацпроекта курирует министерство транспорта РФ, к их реализации планируют приступить в 2025 году. О том, какие цели по развитию автомобильных дорог поставлены в рамках новых нацпроектов, - в материале «ДорИнфо».

В мае 2024 года Президент России Владимир Путин подписал Указ, где обозначил национальные цели развития страны до 2030 года. В рамках этого документа Правительство РФ в данный момент формирует новые национальные проекты, в том числе в транспортной отрасли, - к их реализации планируют приступить в 2025 году.

В рамках форума «Транспорт России», который прошел с 19 по 21 ноября, министр транспорта РФ Роман Старовойт сообщил, что финальные редакции новых нацпроектов в части развития транспортной отрасли направлены на утверждение.

«Я хочу сказать, что мы для себя определили миссию Минтранса. Впервые она сформулирована и, конечно, мы ориентировались на майский указ президента. Цель очень амбициозная, выглядит так - создание самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности, экономики и качества жизни в России. <…> Все наши силы, ресурсы будут направлены на реализацию этой миссии»

отметил Роман Старовойт.

Цели нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в части развития региональных и федеральных дорог

На заседании Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию выступил заместитель министра транспорта РФ Виктор Тимофеев. По его словам, на сегодняшний день совместно с Правительством страны определены основные параметры и показатели нацпроекта «Инфраструктура для жизни», сформированы и согласованы паспорта федеральных проектов. В данный нацпроект включено 12 федеральных проектов, пять из которых курирует Минтранс - они касаются модернизации автомобильных дорог, развития общественного транспорта и развития железнодорожной инфраструктуры.

«Прежде всего указанные проекты направлены на достижение поставленных в майском указе Президента задач. По автодорогам - мы продолжим работу по повышению качества дорожной опорной сети, по безопасности дорожного движения и развитию основных коридоров с ликвидацией узких мест. К 2030 году мы должны будем повысить до 85 % долю дорог крупнейших городских агломераций, опорной сети и входящих в нее дорог федерального значения, отвечающих нормативным требованиям. Региональные дороги должны достичь 60 % нормативного состояния»

рассказал замминистра транспорта России.

По его словам, финансовая поддержка субъектам позволит обеспечить достижение общих показателей по региональным дорогам и опорной сети, реализацию объектов капитального строительства, планы дорожной деятельности, мероприятий мастер-планов городов Дальневосточного федерального округа и отдельных поручений Президента.

Кроме того, согласно новому нацпроекту, масштабные работы на дорожной сети пройдут в крупнейших агломерациях с населением свыше 1 млн человек. Также планируют продолжить мониторинг нормативного состояния в тех 105 агломерациях, которые участвовали в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», - в этом году он завершает свое действие.

Исполняющий обязанности директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства министерства транспорта РФ Андрей Козлов более подробно рассказал о части нацпроекта «Инфраструктура для жизни», которая касается развития дорожного хозяйства, автомобильных дорог и всей сопутствующей инфраструктуры.

«Те федеральные проекты, которые входят в нацпроект «Инфраструктура для жизни» в части дорожного хозяйства, - это переупаковка завершающегося нацпроекта «Безопасные качественные дороги». <…> Сюда входят федеральные проекты «Развитие федеральной сети автодорог», «Развитие региональной сети автодорог» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Собственно, из самого наименования этих проектов вытекают те цели и задачи, мероприятия, которые мы закладываем в рамках каждого из этих федеральных проектов»

сказал Андрей Козлов.

Главная задача нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в части сети федеральных трасс - доведение ее нормативного состояния до 85 %. По словам исполняющего обязанности директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ, к 2020 году федеральная сеть на 85 % находилась в нормативе, были даже такие регионы и целые федеральные округа, где эти показатели были выше. К примеру, в Ленинградской области в нормативном состоянии находилось 92 % федеральных дорог.

«Был набран очень хороший темп, но начиная с 2021-2022 годов в силу определенных причин объем финансирования на плановые мероприятия был сокращен. И самое главное - в федеральную собственность было принято порядка 13 тыс. региональных дорог, которые находились в не очень хорошем состоянии. Некоторые из них с трудом можно было назвать автомобильной дорогой в том понятии, в каком мы его себе представляем, когда произносим данный термин. Это привело к резкому снижению нормативного состояния всей федеральной сети и при подготовке нового национального проекта, в первую очередь, мы поставили перед собой задачу - сохранить то наследие, которое нами было достигнуто в рамках реализации БКД в предыдущие годы и привести сеть, которая у нас есть, в нормативное состояние. Ведь, в первую очередь, при движении по автомобильным дорогам мы обращаем внимание на отсутствие дефектов, на ту эстетику, которая присуща автодороге в нормативном состоянии»

сказал Андрей Козлов.

Вторая важная задача - строительство обходов 50 населенных пунктов. В соответствии с нацпроектом, запланированы мероприятия по устройству обходов с выводом транзитного трафика за пределы населенных пунктов. Часть этих обходов будет реализовываться в рамках развития федеральных дорог, часть - в рамках развития региональной сети.

Что касается модернизации автодорог регионального значения, то в рамках нацпроекта в нормативное состояние приведут 60 % таких трасс. При этом нормативность опорной сети, в которую входит порядка 68 тыс. км федеральных трасс и около 74 тыс. км региональных дорог, должна составить 85 %.

«Каждый из этих двух проектов предусматривает взаимоувязанные мероприятия для достижения итогового состояния все опорной сети. Как уже было сказано, перечень региональных автомобильных дорог, которые будут входить в опорную сеть, одобрен двумя правительственными комиссиями, и в настоящий момент времени внутри Минтранса уже запущено соответствующее распоряжение - подтверждение такого перечня. Этот перечень будет постоянно актуализироваться, но все субъекты РФ знают об этих автомобильных дорогах, потому что принимали непосредственное участие в подготовке этого перечня, согласовывали его с Федеральным дорожным агентством, поэтому четко понимают тот объем работы и те задачи, которые необходимо выполнить для достижения соответствующего показателя»

сказал Андрей Козлов.

ФП «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (нацпроект «Инфраструктура для жизни»)

В рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», который входит в состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни», продолжат реализовывать те задачи, которые были сформулированы в 2018-2019 годах в рамках реализации одноименного ФП. Это - развитие сети пунктов весогабаритного контроля, увеличение количества средств фиксации нарушений правил дорожного движения, развитие интеллектуальных транспортных систем. Что касается последнего пункта, то здесь одна из основных задач не только внедрение ИТС в крупных населенных пунктах, но и поддержание кадрового и профессионального потенциала, который был сформирован в течение прошлых лет.

«Если говорить про 2018-2019 годы, можно смело утверждать, что рынок интеллектуальных транспортных систем существовал только в Москве, чуть-чуть в Санкт-Петербурге и, может быть, в отдельных городах - Казань, Пермь. Объем этого рынка по количеству реализуемых решений был очень скудный, специалистов было мало, причем не только тех, кто занимается внедрением ИТС, но и кто занимается последующим поддержанием в течение жизненного цикла этих систем в надлежащем состоянии. За время реализации нацпроекта сформировался пул как заказчиков, так и разработчиков и эксплуатантов ИТС. И, реализуя данную задачу, решаются два основных вопроса - мы повышаем качество использования транспортной системы внутри городских агломераций и при этом поддерживаем этот рынок, создаем комьюнити, увеличиваем его, повышаем компетенцию всех участников создания, развития и эксплуатации таких систем в нашей стране»

отметил Андрей Козлов.

Еще одно направление, которому уделят внимание, - модернизация улично-дорожной сети в опорных населенных пунктах. По словам спикера, в рамках комплексного показателя повышения качества жизни в опорных населенных пунктах, который состоит из 13 компонентов, выделен такой подкомпонент как «Улучшение нормативного состояния улично-дорожной сети». В связи с этим министерство транспорта и министерство строительства РФ поставили перед собой задачу - в более чем 2 тыс. населенных пунктах провести ревизию и определить перечень автодорог, составляющих улично-дорожную сеть указанных населенных пунктов, и задать индивидуальные показатели для каждого субъекта и для каждого опорного населенного пункта, которые необходимо достичь к 2030 году. Этой работой будут заниматься региональные власти, но при активном участии Минстроя, Минтранса и Росавтодора.

Еще один важный момент, предусмотренный в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», - предание РОСДОРНИИ статуса единственного поставщика по выполнению работ по оценке технического состояния региональных автодорог опорной сети. Исполняющий обязанности директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства министерства транспорта РФ сообщил, что на основе опыта, который был получен в рамках реализации нацпроекта БКД, принято решение, что все показатели по нормативному состоянию дорожных объектов будут приниматься на основе данных инструментальной диагностики.

«Мы полагаем, что федерация, помогая субъектам, имеет право, в том числе контролировать сам факт достижения соответствующих показателей. Поэтому приняли решение о том, что будем использовать наш дорожный институт для того, чтобы проводить оценку достижения тех показателей, которые закреплены за каждым из субъектов РФ. Нами подготовлен соответствующий проект федерального закона и надеемся, что в 2025 году мы пройдем все необходимые процедуры и доведем его до состояния уже федерального закона»

сказал Андрей Козлов.

ФП «Развитие общественного транспорта» (нацпроект «Инфраструктура для жизни»)

По словам Виктора Тимофеева, в части федерального проекта «Развитие общественного транспорта» стоит цель - увеличить в городах и агломерациях до 85 % долю общественного транспорта, находящегося в нормативном состоянии.

«Федеральным проектом мы предусматриваем два основных мероприятия с федеральным финансированием - это продолжение зарекомендовавшего себя льготного лизинга ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания - прим.ред.) и прямые субсидии субъектам. Также предусмотрено обновление значительного количества общественного транспорта за счет региональных и местных бюджетов, а также внебюджетного финансирования»

сказал Виктор Тимофеев.

Подробнее о планах данного проекта рассказал Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта министерства транспорта РФ Сергей Семенов. По его словам, изначально обновление общественного транспорта «лежало на плечах» регионов, но субъектам самостоятельно было сложно выполнять эту работу, поэтому в 2020 году появились системные программы государственной поддержки - первой из них стал льготный лизинг ГТЛК. Позже появились другие меры поддержки: за последние два годы запустили специальные казначейские кредиты и льготный лизинг с привлечением средств фонда национального благосостояния в объеме 44 млрд рублей, а также трамвайные концессии в городах. В частности, в этом году в российские регионы поступит более 7,4 тыс. единиц общественного транспорта, на данный момент уже поставлено свыше 6,7 тыс. единиц.

«Президентом впервые общественный транспорт возведен в ранг «национальные цели». <…> Сегодня у нас около 150 тыс. единиц общественного транспорта, из них почти 136 тыс. - автобусы, которые действуют на регулярных городских и пригородных маршрутах, и по 7 тыс. - трамваи и троллейбусы. В нацпроекте мы предполагаем федеральную поддержку для обновления транспорта в городах с населением свыше 50 тыс. человек, соответственно, которые имеют собственную маршрутную сеть. <…> Для того, чтобы достичь нормативного показателя 85 % к 2030 году, нам необходимо обновить 40 тыс. транспортных средств. В этом году 7 тыс. уже обновляем, соответственно, остается обновить около 33 тыс.»

отметил Сергей Семенов.

В рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» предусматривается федеральная поддержка по двум направлениям. Первое - это востребованный у регионов лизинг со скидкой до 60 % от стоимости транспортного средства, который будет реализовывать ГТЛК. По словам Сергея Семенова, это практика хорошо себя зарекомендовала, поскольку консолидированный заказ позволяет и спланировать производство, и получить лучшую цену, поэтому с учетом пожелания субъектов данный механизм сохранили в новом нацпроекте.

Второе направление поддержки - субсидии регионам на покрытие части стоимости транспорта с учетом уровня бюджетной обеспеченности, то есть российские субъекты сами смогут выбирать варианты софинансирования и обновлять транспорт. Кроме того, ожидается, что регионы при распределении новых бюджетных кредитов будут использовать часть этих средств на обновление автобусов и трамваев.

«Если говорить о финансовых показателях, то сейчас у нас прямых федеральных денег - 150 млрд рублей до 2030 года, в ближайшие три года - почти 61 млрд рублей. Понятно, что федеральным финансированием покрыть все потребности по общественному транспорту невозможно, поэтому у нас есть поручение президента о необходимости подготовки программ развития общественного транспорта, где субъекты должны предусматривать и свой бюджет, и внебюджетное финансирование. <…> За счет реализации всех запланированных мероприятий ожидается, что прирост доли транспорта в нормативе составит около 4,5 %»

рассказал Сергей Семенов.

Он добавил, что в рамках нового нацпроекта планируется заниматься не только финансовыми мероприятиями, но и выполнять работу по оптимизации маршрутных сетей и парковочных пространств, проводить транспортные реформы (одно из направлений здесь - переход на брутто-контракты в регионах).

Нацпроект «Эффективная транспортная система»

Как отметил генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих, данный нацпроект - второй по счету, который курирует Минтранс РФ. Он предполагает колоссальный объем инвестиций в транспортную инфраструктуру и развитие новых направлений, которые являются приоритетными в настоящий момент, в том числе железнодорожное скоростное сообщение.

По словам директора Департамента стратегического развития министерства транспорта РФ Рената Гайнетдинова, основная цель нацпроекта «Эффективная транспортная система» - формирование эффективной транспортной системы, удовлетворяющей спрос населения и экономики страны за счет развития магистральной инфраструктуры единой опорной транспортной сети.

В структуру данного нацпроекта входят девять федеральных проектов (ФП) - «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей», «Развитие опорной сети железных дорог», «Развитие опорной сети морских портов», «Развитие опорной сети внутренних водных путей», «Развитие большого северного морского пути», «Развитие опорной сети аэродромов», «Развитие пунктов пропуска через государственную границу», «Цифровая трансформация транспортной отрасли» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли».

В частности, в рамках ФП «Развитие пунктов пропуска через государственную границу» по итогам 2030 года будет реконструировано 25 приоритетных пунктов пропуска (22 автомобильных и три - железнодорожных), а также один морской пункт и один пешеходный. Планируется, что после проведенных работ пропускная способность автомобильных пунктов увеличится в 3,8 раза - с 4,8 млн транспортных средств в 2023 году до 18,3 млн средств в 2030-м.

Ренат Гайнетдинов назвал основные направления и приоритеты для человека, бизнеса и государства в соответствии с видением, целями и миссией новых нацпроектов. Так, человек получит комфорт, доступность, новые рабочие места, безопасность, экономию времени в пути. Еще один важный момент для гражданина - развитие туристической направленности. Бизнесу новые нацпроекты «дадут» стабильность, рост экспорта, мультимодальность (эффективную логистику), расширение географии и загрузку промышленности. Для государства - это налоги, госзаказ, интеграция с дружественными государствами, рост ВВП, импортозамещение и инвестиции в экономику.

Евгений Дитрих добавил, что при формировании нацпроекта «Эффективная транспортная система» Минтранс использовал подход, который, с одной стороны, обеспечивает преемственность, а с другой - развитие тех наработок, которые были ранее, обеспечение систематизации и приоритезации мероприятий и основных идей, которые министерство транспорта «вынашивает».

«Опорная сеть автодорог - то понятие, которое долго пытались сформулировать транспортники. В новом нацпроекте оно присутствует и проходит красной нитью через все блоки транспортной инфраструктуры. Также здесь - цифровая трансформация и формирование транспортно-экономического баланса для того, чтобы мы могли видеть и определять приоритеты направлений перевозок грузов, пассажиров и управлять транспортной сетью, создавая и поддерживая ее основу. И самое главное - это продолжение традиций и принципов, которые определяет Правительство при формировании нацпроектов, это сквозная провязка через все министерства»

отметил Евгений Дитрих.

Он добавил, что пользователи автодорог хотят видеть удобство передвижения, комфорт, безопасность, сокращение времени в пути, снижение заторов и пробок, уменьшение числа ДТП - все эти позиции «упакованы» в новых национальных проектах. Резюмируя, Евгений Дитрих призвал коллег сформировать пул предложений, которые позволят улучшить практику исполнения новых нацпроектов.

Заместитель министра транспорта страны Виктор Тимофеев также подчеркнул, что все задачи и цели, которые стоят перед транспортной отраслью, особенно в рамках новых национальных проектов, необходимо решать в тесном взаимодействии финансовых структур, института развития, органов законодательной и исполнительной власти.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789