Челябинские студенты разработали первый в России дорожный чат-бот для пользователей федеральных трасс – рассказываем о его функционале
В конце минувшего года в России был запущен первый дорожный чат-бот для пользователей федеральных трасс «ФеДор». Его разработали студенты-первокурсники Челябинского государственного университета (ЧелГУ) по заказу ФКУ Упрдор «Южный Урал». Чат-бот призван помочь пользователям федеральных автодорог на территории Челябинской и Курганской областей. К примеру, с его помощью водители могут узнать информацию об ограничениях движения на трассах, прочитать дорожные новости и найти АЗС, а еще сообщить о недочетах на дорожном покрытии или нарушении ПДД. Подробнее об этапах создания «ФеДора» и его функционале – в материале «ДорИнфо».
Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ФКУ, идея создания бота родилась «в недрах» управления федеральных дорог и нашла поддержку у руководства ЧелГУ. Данный вуз был выбран неслучайно: университет не только является ведущим университетом Южного Урала по направлениям точных наук, воспитавшим уникальные кадры для Росатома и Роскосмоса, всемирно известных физиков и математиков, но и входит в тройку лучших высших учебных заведений страны, чьи студенты побеждают на всемирных олимпиадах по программированию.
В декабре 2023 года ректор ЧелГУ Сергей Таскаев и начальник ФКУ Упрдор «Южный Урал» Владимир Муравьев подписали соглашение о сотрудничестве по разработке уникального для дорожной отрасли программного продукта – чат-бота для пользователей федеральных трасс. К его созданию приступили студенты первого курса института информационных технологий ЧелГУ. Сначала планировалось запустить только чат-бот, однако в процессе работы над проектом было принято решение разработать целый комплекс программного обеспечения, который смог бы управлять работой чат-бота. В итоге к концу 2024 года был создан не только бот, но и мобильное приложение для Android, а также сайт для менеджера.
«Изначально предполагавшийся функционал был дополнен и расширен: значительно выросла «менеджерская часть» - бэк офис чат-бота, появилось мобильное приложение. Совокупно проект занял ровно год – стоит учитывать, что задача была двоякой, и разработкой его, пусть и под чутким руководством преподавателей, занимались студенты первокурсники (теперь – второкурсники)»
Проект был реализован на безвозмездной основе. Название чат-боту выбрали народным голосованием с отсылкой к федеральным дорогам - «ФеДор».
«ЧелГУ – лидер в подготовке специалистов IT-отрасли. Наши студенты и аспиранты уже разрабатывали приложения для слабовидящих, чат-бот для расшифровки результатов медицинских анализов, мобильные приложения в инклюзивной сфере. Дорожный программный продукт стал для нас новым вызовом из-за новой для нас отрасли, большого количества подгружаемых данных, в связи с высочайшими требованиями к информационной безопасности. Планируем в 2025 году продолжить сотрудничество с Росавтодором уже по подготовке технических специалистов и инженеров, совместной разработке инновационных дорожных материалов в наших лабораториях»
На что способен «ФеДор»
Чат-бот имеет немаленький функционал. С помощью «ФеДора» пользователи федеральных трасс могут узнать о наличии ограничений на той или иной трассе в двух регионах – Челябинской и Курганской областях, о неблагоприятных или штормовых погодных условиях, найти ближайшую заправочную станцию, кафе или гостиницу, узнать, какие есть культурные и туристические достопримечательности по маршруту движения, а также связаться с диспетчерами управления дорог.
ФОТО: предоставлено пресс-службой ФКУ Упрдор «Южный Урал»
Через бот возможна обратная связь: пользователи могут сообщать о наличии неудовлетворительных дорожных условий, неправомерном поведении других участников движения, задавать вопросы дорожникам. Сообщения можно отправлять посредством голоса – благодаря искусственному интеллекту бот способен транскрибировать речь в текстовый формат.
Кроме того, функционал бота позволяет менеджерам (диспетчерам ДДС управления) добавлять новости и может быть расширен в дальнейшем.
«Возможности «ФеДора» позволяют дорабатывать как менеджерский интерфейс, так и внешний функционал: работа, можно сказать, только начата – планируем расширить использование искусственного интеллекта в обработке данных, подгружать новую полезную информацию, тестировать новый функционал. Подобная разработка - инновационная для достаточно консервативной отрасли, ставшая возможной благодаря синергии технических служб федерального заказчика и профильного отечественного ВУЗа»
Работы по наполнению и переносу на серверы ФКУ чат-бота завершатся в ближайшее время – это кропотливый и трудоемкий процесс. После этого пользователи федеральных трассах в двух регионах смогут оценить возможности «ФеДора» в полном объеме. В пресс-службе «Южного Урала» отметили, что, как только бот начнет функционировать в полноценном режиме (со всеми опциями и возможностями), специалисты приступят к сбору статистики и анализу данных по использованию продукта.
Что касается вопроса расширения географии использования чат-бота – специалисты ФКУ об этом задумываются, однако говорить об этих планах преждевременно.
«В любом случае, в настоящий момент подобный цифровой дорожный продукт для России уникален и можно с уверенностью говорить о том, что он получит развитие в том или ином виде»
Добавим, что цифровые технологии – неотъемлемая часть развитой дорожной инфраструктуры. По итогам 2024 года Федеральное дорожное агентство вошло в число лидеров по выполнению мероприятий по цифровизации: Росавтодор занял 7 место среди 60 федеральных органов исполнительной власти. Результативность выполнения агентством данных мероприятий составила 73,7 %.
В частности, специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» был разработан инновационный сервис для пользователей и владельцев дорог, органов госвласти – федеральная государственная информационную система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ). Она позволяет получать оперативную и достоверную информацию об истории дорожных работ, формировании и расходовании дорожных фондов всех уровней, результаты инструментальной диагностики, оперативные и статистические показатели дорожного хозяйства. Кроме того, сервис содержит актуальную базу автомобильных дорог.
Также отметим, что в настоящий момент Новосибирский государственный технический университет НЭТИ и Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области запустили проект по разработке программного обеспечения (ПО) для создания цифровых моделей автомобильных дорог. Проект будет реализован в два этапа, его завершат в 2026 году. Разработанная программа в будущем позволит выполнять паспортизацию дорог и эффективно решать задачи, связанные с развитием автомобильной транспортной инфраструктуры региона.