Статья «ДорИнфо» о том, как на туристических маршрутах развивается сервис
В Москве в рамках XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялся круглый стол «Создание сервисной инфраструктуры на опорной сети автомобильных дорог для развития автотуризма». На мероприятии обсудили основные шаги участников автомобильного туризма для создания необходимых условий инвестиционной привлекательности индустрии объектов дорожного сервиса (ОДС), подняли тему стандартов и форматов объектов сервиса, которые требует автотурист в настоящий момент, обсудили вопрос вовлечения новых игроков на рынок для создания ОДС, поговорили об инструментах стимулирования для поддержки интересов бизнес-сообщества и об инструментарии государственной поддержки в данном вопросе. Подробнее – в материале «ДорИнфо».
Безопасные и комфортные дороги для автопутешественников
В последние годы внутренний туризм получил особую динамику – об этом сообщил заместитель директора Департамента развития туризма Министерства экономического развития РФ Константин Городилин. Так, по результатам 2024 года общее число туристических поездок по стране составит порядка 92 млн. Треть этих путешествий – на личных транспортных средствах. Поэтому, по словам спикера, туристическим маршрутам необходимо уделять особое внимание: данные направления должны быть комфортными и безопасными, а также обеспечены необходимой инфраструктурой.
«У нас на сегодняшний день порядка 1,6 млн дорог в стране – это региональные, федеральные и местные. Из них опорную сеть составляют порядка 141 тыс. км дорог. Поэтому нашему автотуристу есть куда поехать и как добраться – практически все дороги ведут к важным туристическим аттракциям, точкам притяжения. Также особое внимание нужно обращать на само дорожное покрытие на действующей сети, потому что это обратная связь от нашего туриста с точки зрения безопасности и комфорта»
По его словам, сегодня акцент поставлен на федеральных трассах М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева» и М-12 «Восток», которые покрывают густонаселенную часть России – это порядка 85 млн человек, где сосредоточены основные туристические потоки.
«Конечно, тут ключевой момент – мы для автотуристов должны формировать готовые автомобильные туристические маршруты. Собственно, с субъектами РФ мы к этой работе приступили. Все четыре дороги проходят по территориям 20 регионов РФ, и сейчас регионы заявили порядка 30 автомобильных туристических маршрутов в рамках заполненных паспортов. Мы эту работу совместно с коллегами из заинтересованных органов исполнительной власти синхронизировали с точки зрения обеспечения необходимой инфраструктурой – это дороги, придорожная инфраструктура, связь, навигация. В обязательном порядке должны быть обустроены точки туристического показа, парковки, чтобы места были приведены и в нормативное состояние, и чистота и порядок соблюдались»
Спикер выразил надежду, что в ближайшее время начнет действовать федеральный закон, касающийся развития многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ). Документ, в частности, определит формат и нормы размещения таких зон и объектов сервиса.
«Мы ведем активную работу со всеми заинтересованными органами исполнительной власти, регионами. Важно адаптировать действующие меры поддержки, синхронизировать действующие поддержки по линии Минтранса, Минэкономразвития, Минкультуры, Минприроды, Минэнерго, а также регионов. В частности, мы вносили отдельные предложения по инфраструктурным бюджетным кредитам, которые в том числе могут направляться и на создание необходимой инфраструктуры. Поэтому здесь важна консолидация усилий, чтобы на наших дорогах появлялись комфортные, удобные и красивые многофункциональные зоны»
Обустройство платных дорог с учетом запросов пользователей
На круглом столе выступил председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. Он подчеркнул, что сегодня важно создавать не только комфортные и безопасные дороги, но и обеспечить целый комплекс услуг, которые могут получить пользователи во время автопутешествий.
«Мы, государственная компания и коллеги из Федерального дорожного агентства за последнее время интенсивно занимались развитием сети скоростных дорог, в первую очередь, это коридоры «Север – Юг», «Запад – Восток». <…> Дороги мы научились строить. Конечно, качество полотна, содержание – это очень важно. Но также важно, чтобы мы сумели предоставить услуги и сервисы, которые требуют от нас пользователи. Тем более, что задача развития внутреннего туризма поставлена нам руководством страны. <…> Самое главное, к чему мы все, сидящие в этом зале, стремимся, – чтобы наш пользователь имел возможность безопасно, быстро и комфортно пользоваться нашими дорогами»
Заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор» Константин Макиев подчеркнул, что необходимо создать одинаковый уровень сервиса как на платных, так и на бесплатных трассах. Для этого должны быть разработаны единые стандарты и форматы востребованных объектов сервиса.
«Представим, что пользователь может двигаться из Санкт-Петербурга и доезжает он до Тюмени, до Омска, за это время он едет как по скоростным дорогам, так и выезжает на бесплатные участки. В этой связи важна координация с Федеральным дорожным агентством в части создания сервисной инфраструктуры. И эти подходы должны быть максимально едиными для осознания пользователями высокого уровня сервиса. На сегодняшний день пользователь выходит у нас в центр внимания, мы детально анализируем практически все сегменты, которые у нас есть на автодорогах, понимаем состав транспортного потока. Мы анализируем портрет каждого пользователя и его потребности. Они на самом деле очень разнятся. Например, у отпускников одни потребности, у дачников – другие, так же, как у туристов, которые едут на несколько дней в соседний город. Отдельная категория – бизнес и индивидуальные предприниматели – водители грузового транспорта. Все эти разные сегменты и категории граждан мы должны максимально обеспечить высоким уровнем сервиса»
Согласно информации, предоставленной спикером, сегодня дорогами «Автодора» пользуются 84 % мужчин, 16 % женщин, 78 % людей, состоящих в браке и 81 % людей, у которых есть дети. При этом 67 % путешествуют с партнерами (супруг/супруга), 39 % – с детьми до 18 лет, 23 % – с родственниками старше 18 лет, 15 % – с друзьями и коллегами старше 18 лет, 10 % – одни, 8 % – с питомцами. Цели использования платных дорог также разные: 43 % – это отпускники, 35 % – выезд за город, 9 % – рабочие поездки, 7 % – командировка, 6 % – иные цели.
Проведя социологические исследования, «Автодор» выявил три ключевые потребности пользователей: безопасность, скорость и комфорт. Исходя из этого, были выделены факторы, которые влияют на скорость – это полосность, съезды и развязки, разрешенная скорость движения и пропускная способность пунктов оплаты. К примеру, на трассе М-12 «Восток» действует система «Свободный поток»: одна полоса способна пропускать до 3 тыс. машин в час. Для сравнения – пропускная способность полосы на стационарном пункте при оплате наличными составляет 200 автомобилей в час, при регистрации проезда транспондером – 490 машин в час.
К категории безопасности относятся качество дорожного полотна, освещение, АСУДД, аварийные комиссары и качество сигнала сотовой связи. Комфорт – это средства доступа и оплаты, зоны отдыха, возможность перекусить и отдохнуть, туалетные комнаты, персональный менеджер для бизнеса, покрытие сотовой связью.
Константин Макиев подчеркнул, что важной составляющей комфорта являются многофункциональные зоны, которые в настоящий момент активно развиваются. Так, на маршруте от Санкт-Петербурга до Казани (это 1520 км) МФЗ будут через каждые 50 км. На М-11 «Нева» – 26, на ЦКАД – шесть, на М-12 «Восток» – 32 (всего – 64). МФЗ планируют развивать также в части гостиниц – это очень важно туристу.
Создание МФЗ на федеральных трассах
Начальник Управления земельно-имущественных отношений Федерального дорожного агентства Александр Соколовский рассказал о развитии МФЗ на федеральных трассах. Он напомнил участникам мероприятия про основные документы, которые определяют развитие дорожного сервиса вдоль федеральных автодорог.
Во-первых, это поручение Президента России Владимира Путина от 13 июля 2022 года №Пр-1231, которое говорит о том, что необходимо обеспечить развитие сопутствующей инфраструктуры и объектов сервиса на тех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые включены в пятилетний план дорожной деятельности. Второй документ – это Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, третий – Концепция развития автомобильного туризма на период до 2035 года, которая была утверждена весной текущего года.
«Кроме этого, Министерство транспорта и Министерство экономического развития выпустили совместный приказ, который говорит об упрощенном варианте работы инвестора по обеспечению доступа к дорожной инфраструктуре. И первым пунктом в этом примерном алгоритме как раз говорится о предварительных технических условиях, которые владельцы автодорог выдают потенциальному инвестору при условии размещения им объектов дорожного сервиса. На основании всех этих базовых документов Росавтодор в 2023 году обновил и утвердил Концепцию развития объектов дорожного сервиса, в результате работы наших подведомственных учреждений и регионов у нас была утверждена Генеральная схема размещения МФЗ»
Сегодня в ведении подведомственных Росавтодору казенных учреждений находится свыше 61 тыс. км дорог – все они вошли в опорную сеть. На федеральных трассах размещено 12,5 тыс. объектов дорожного, но только около 100 из них можно назвать полноценными МФЗ, а если руководствоваться трактовкой Правительства России для внесения изменений в законодательство и рассматривать многофункциональные зоны, как два и более объекта на единой локации, то тогда их общее число будет порядка 1,8 тыс.
«Этого количества и уровня качества объектов сервиса однозначно недостаточно. Поэтому Росавтодор, в частности, совместно со своими подведомственными учреждениями параллельно ведет работу по предоставлению земельных участков вдоль автомобильных дорог для размещения МФЗ и комплексных объектов дорожного сервиса, выдаче разрешительной документации и технических условий (ТУ) на примыкание к автомобильным дорогам и размещение объектов дорожного сервиса (ОДС) и МФЗ. За полтора года выдано более 35 ТУ на строительство ОДС и МФЗ, более 140 ТУ на примыкание к дорогам объектов сервиса. До конца 2025 года Росавтодор планирует ввести в эксплуатацию более 30 МФЗ»
Он также добавил, что ведется работа по развитию объектов дорожного сервиса на региональных дорогах. Для этого весной 2024 года Росавтодор заключил Меморандумы с каждым из российских субъектов. В документах говорится о модернизации дорожной отрасли, в том числе и о необходимости создания объектов сервиса.
Проблемы создания МФЗ и пути их решения
Начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский выделил несколько проблем при создании многофункциональных зон и объектов дорожного сервиса – это бессистемность размещения, недостаточный перечень услуг, отсутствие требований по составу и качеству услуг, бессистемность источников и мер поддержки инвесторов, отсутствие земли и мощностей инженерных коммуникаций, недостаточная информированность. Также остро стоит вопрос об источниках финансирования и мерах государственной поддержки.
Он отметил, что данные проблемы важно преодолевать совместными усилиями и предложил пути их решения. В частности, Росавтодору необходимо предусматривать в рамках строительства и реконструкции трасс земельные участки под ОДС или МФЗ, а также привлекать операторов к взаимодействию рабочих групп. Минтрансу РФ – внести понятие МФЗ в 257-ФЗ, Минэкономразвития РФ – разработать правила субсидирования на строительство ОДС и МФЗ и иные меры поддержки, Минэнерго РФ и сетевым компаниям – проработать компенсацию части затрат на автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС), КриоАЗС, ЭЗС, а также оптимизировать тарифы на подключение к инженерным коммуникациям. Субъектам России следует определить потребности в количестве МФЗ на региональных дорогах, входящих в состав опорной сети, а также разрабатывать региональные программы развития и механизмы предоставления. Федеральной корпорации по развитию Малого и Среднего Предпринимательства – привлекать инвесторов и реализовывать информирование удобными способами.
В рамках круглого стола выступила первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике Надежда Школкина. Она подтвердила, что в части развития МФЗ проблематика действительно существует, поэтому важным остается вопрос принятия законопроекта, касающегося объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон.
«Закон по МФЗ мы обсуждали неоднократно на разных площадках и даже мы, как депутаты, предлагали свою помощь и хотели его внести, но было принято решение, что его будет вносить Правительство РФ, к сожалению, мы полтора года все его только обсуждаем, и я очень надеюсь, что в 2024 году он зайдет на площадку Госдумы, где мы как депутаты примем его в первоочередном порядке, хотя бы в первом чтении. <…> Этот закон нам очень нужен, так как он даст нам, во-первых, единый понятийный аппарат и хотя бы поможет нам разработать минимальные требования к объектам дорожного сервиса и многофункциональным зонам»
Спикер заметила, что было бы хорошо создать карту размещения МФЗ, где будут в том числе отражены сроки реализации и визуализация объектов с учетом региональных особенностей: к примеру, чтобы на многофункциональных зонах продавались товары местных брендов, которые идентифицируются с тем или иным субъектом России.
«Кроме того, нам необходимо принять единый порядок по упрощенной системе выделения земельных участков под МФЗ. Если будет необходимо, мы готовы даже распространить на них и применять публичный сервитут. Кроме того, нужен единый стандарт по работе и взаимодействию с ресурсоснабжающими компаниями, и конечно же, подключение к инженерным сетям – без этого бизнес не пойдет. И много говорим сегодня про меры поддержки. Понятно, что время у нас непростое, большая часть денег идет на выполнение нашей самой главной задачи, но вместе с тем, на мой взгляд, без мер поддержки МФЗ (особенно в отдаленных уголках нашей страны) не «поедут», потому что не везде поток многомилионный, не везде бизнес пойдет туда самостоятельно, но вместе с тем наши граждане, даже в соответствии с Конституцией, должны получать качественные и безопасные услуги. И поэтому меры поддержки для таких МФЗ обязательно необходимо предусмотреть»
Надежда Школкина также подчеркнула, что сегодня нужно не просто развивать автодороги, но и формировать доступные туристические маршруты, включив туда региональные достопримечательности.
«И как раз таки доступность – это прежде всего приведение в порядок региональных и межрегиональных дорог. И тут в помощь поручение Президента, которое прямо говорит, что если региональные и межрегиональные дороги прилегают к туристическому автомобильному маршруту, то их необходимо включить в опорную сеть, которых в приоритетном порядке могут приводиться в нормативное состояние»
XVIII Международный форум и выставка «Транспорт России» проходил с 19 по 21 ноября в Гостином Дворе в Москве. В рамках мероприятия участники обсудили приоритеты развития транспортной отрасли страны, лучшие практики реализации региональных проектов в сфере транспорта, вектор трансформации транспортной инфраструктуры страны, развитие высокоскоростного движения, искусственный интеллект и цифровизацию на транспорте, вопросы кадрового потенциала и грузоперевозок разными видами транспорта. Кроме того, были подняты темы, касающиеся укрепления международного сотрудничества, развития национальных транспортных систем и взаимосвязанности дружественных стран.