О запуске беспилотных грузовиков между Москвой и Петербургом и перспективах беспилотной грузовой логистики

В конце сентября в России запустили первый логистический беспилотный коридор по федеральной платной трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. Далее опыт беспилотных грузоперевозок планируют масштабировать еще на две дороги – ЦКАД и М-12 «Восток». Подробнее – в материале «ДорИнфо».

Как беспилотные грузовики появились на дороге

В пресс-службе министерства транспорта РФ порталу «ДорИнфо» сообщили, что инициатива запуска беспилотных грузовиков на дорогах общего пользования была предложена весной 2021 года Минтрансом России в обсуждении с отраслевым бизнесом в ходе разработки отраслевой стратегии цифровой трансформации.

«Цель – за счет эксплуатации грузового автотранспорта в беспилотном режиме снизить себестоимость магистральных перевозок, создать каркас конкурентоспособных внутренних и транзитных грузовых коридоров»

отметили в ведомстве.

Инициативу поддержало Правительство РФ: она была включена в утвержденный Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

В октябре 2022 года введен экспериментальный правовой режим (ЭПР) на федеральной трассе М-11 «Нева» (Москва – Санкт-Петербург) в целях апробации технологии, а уже в июне 2023 года дали старт беспилотному движению в рамках Петербургского международного экономического форума. Первым поехал беспилотный грузовик «Камаза», позже присоединился «СберАвтотех». Однако в районе Твери, пока не был открыт обход города, водитель, согласно ЭПР, должен был находиться за рулем транспортного средства. С вводом в эксплуатацию Северного обхода Твери в июле 2024 года трасса М-11 стала полностью доступной для движения беспилотного автотранспорта. В сентябре 2024 года в рамках форума «Цифровая транспортация» был дан старт полностью беспилотному движению между двумя столицами – водитель беспилотного грузовика пересажен на пассажирское место.

«В июне прошлого года мы начали беспилотные грузоперевозки между двумя столицами. На маршрут вышли автономные тягачи. Сначала на трассе работало 3 автомобиля, а за год их число увеличилось до 22. Они проехали более 3 миллионов километров и перевезли свыше 330 тысяч кубометров груза. К концу года автопарк вырастет до 43 машин, а в следующем году составит уже 93 автомобиля»

сообщил в ходе запуска беспилотного коридора заместитель председателя Правительства РФ Виталий Савельев.

При запуске беспилотного движения без водителя в сентябре представили цифровой двойник трассы М-11 «Нева», созданный компанией «СофтТелематика» (входит в концерн «Телематика»). Он обеспечивает круглосуточный контроль за движением всех беспилотников в режиме реального времени. Цифровой двойник – это высокоточная цифровая карта дороги и ее инфраструктуры, взаимодействующая с автономным автомобилем. Она включает центр управления, который собирает данные о состоянии автодороги в реальном времени и подключается к интеллектуальной системе управления дорожным движением. Это позволяет системе управления беспилотных грузовиков получать актуальную информацию о трафике, погоде и происшествиях на трассе.

«Подключение к цифровому двойнику позволяет беспилотному автомобилю получать данные от «умной» дороги и «видеть» любые события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля, дальность которых ограничена физической зоной видимости. В свою очередь, умная дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключенного транспорта, обеспечивая эффективную координацию и управление транспортными потоками на магистрали. Такое взаимодействие необходимо для безопасного движения и увеличения скорости движения ВАТС, что в результате окажет положительное влияние на экономическую эффективность коммерческих беспилотных грузовых перевозок»

прокомментировал генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов.

ОТКРЫТЬ СПРАВКУ ПРО СЕВЕРНЫЙ ОБХОД ТВЕРИ
Протяженность Северного обхода Твери – чуть более 62 км: первый участок открыли в конце 2023 года, второй – летом 2024-го. Весь обход соответствует высшей технической категории с четырьмя полосами движения, разделенными транспортными потоками и освещением на всем протяжении. Участок оснащен АСУДД, сетчатым ограждением для предотвращения аварий с дикими животными, а также шумозащитными экранами. Самое крупное сооружение на обходе – мост через реку Волга длиной 738 метров и шириной более 24 метров. Высота пролета над водой достигает 17 метров, что позволит пропускать под мостом большие круизные лайнеры.

Эффект и перспективы беспилотной грузовой логистики в России

В пресс-службе Минтранса РФ порталу «ДорИнфо» сообщили, что использование беспилотного грузовика позволило в два раза сократить время кругового рейса на маршруте Москва – Санкт-Петербург – Москва: с 3 до 1,5 суток. Беспилотники в отличие от традиционных транспортных средств не подвержены ограничениям режима труда и отдыха, что позволяет им работать круглосуточно без перерывов. Это значительно увеличивает среднюю скорость передвижения грузов, так как они могут выполнять доставку в любое время суток, минимизируя время простоя и оптимизируя логистические процессы.

В министерстве отметили, что проект «Беспилотные логистические коридоры», реализуемый на трассе М-11 «Нева», – это первый шаг к беспилотным грузоперевозкам по всей России. Данный проект внедряет уникальные технологии. Во-первых, впервые в мире тестируются вместе технологии беспилотных автомобилей и умные дорожные сервисы, такие как беспроводная связь, цифровые карты и надежная навигация. Во-вторых, государство берет на себя расходы по созданию цифровой инфраструктуры, необходимой для безопасного движения беспилотных грузовиков по автомагистралям.

«Важнейшей задачей является внедрение постоянного правового регулирования, учитывающего результаты нашего эксперимента. Это и правовое регулирование созданного Минтрансом России для движения высокоавтоматизированных транспортных средств цифрового двойника, и требования к удаленной диспетчеризации»

отметили в Минтрансе РФ.

Введенный экспериментальный правовой режим позволяет протестировать все аспекты внедрения технологий, правовое регулирование и создать работающую бизнес-модель. Видя реальную экономику проекта транспортные компании обратились в Минтранс России с просьбой расширить ЭПР и на другие трассы – ЦКАД и М-12 «Восток». В августе 2024 года Правительство РФ расширило экспериментальный правовой режим на эти две автодороги. По словам министра транспорта РФ Романа Старовойта, запуск беспилотных грузовиков по ЦКАД намечен на 2025 год, а на трассе М-12 «Восток» – на 2026-й.

Поделиться:
199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789