Счетная палата предлагает пересмотреть условия концессий на строительство платных дорог

Концессионные соглашения в сфере дорожного строительства, как инструмент государственно-частного партнерства, пока себя не оправдали - Счетная палата

Поделиться:

Счетная палата предлагает пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство платных автодорог. Об этом говорится в сообщении на официальном сайте СП.

В Счетной палате считают, что концессии в сфере дорожного строительства, как инструмент государственно-частного партнерства, пока себя не оправдали: государство заключает такие соглашения для оптимизации расходов бюджета и привлечения частных инвестиций в экономику, однако нерешенные проблемы в сфере дорожного строительства и недостатки соглашений не позволяют достичь поставленных целей и в полной мере реализовать потенциал дорожных концессий. К таким выводам в СП пришли по итогам проверки эффективности реализации пилотных соглашений по строительству двух платных объектов в Московской области: Нового выхода на МКАД (обход Одинцова на трассе М-1 «Беларусь») и головного участка трассы М-11 «Нева» с 15-го км по 58-й км.

Проверка показала, что концессии на строительство этих дорог не только не помогли оптимизировать бюджетные траты, но и привели к дополнительным расходам 5,6 млрд рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина сложившейся ситуации заключается в длительной процедуре изъятия и оформления земель под строительство объектов.

«К сожалению, сложилась практика заключения концессионных соглашений до решения земельных вопросов, что несет значительные риски срыва сроков строительства объектов и возникновению дополнительных затрат государства. Именно это произошло в ходе реализации проверенных соглашений - из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», - сообщил на Коллегии аудитор СП Валерий Богомолов.

Из недостатков самих соглашений в первую очередь выделяют порядок расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогноза трафика, который определил концедент на этапе проведения конкурсов. Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, и половину которого необходимо передать государству. Проверка показала, что прогнозы интенсивности движения были завышены, из-за чего сверхдохода не будет. Актуализация и корректировка прогнозов концессиями не предусмотрены.

«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчетность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного», - отметил Валерий Богомолов.

В связи с этим Счетная палата предлагает Правительству РФ актуализировать прогноз трафика в концессиях. Также вмешательство властей, по мнению СП, необходимо в вопросе тарифов на проезд. Сейчас концессионер может устанавливать стоимость проезда исходя из востребованности отдельного участка трассы, поэтому тарифы за 1 км на разных участках могут существенно отличаться друг от друга. Например, на магистрали М-11 в Подмосковье на маршруте Москва - Шереметьево-2 (трафик 4,6 млн машин за 2019 год) 1 км максимально стоит 30 рублей, на маршруте от Шереметьево-2 до ММК (трафик 70 тыс. машин за год) - 9 рублей.

Кроме того, СП предлагает пересмотреть требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам платных дорог. Сейчас они не отличаются от требований к бесплатным, но скоростные режимы разные. Например, на головном участке трассы М-11 освещение установлено в соответствии с требованиями - вблизи населенных пунктов или на развязках, что составляет только 30 % от протяженности. «При этом это платный участок дороги. Там разрешенные скорости более высокие, это влияет на безопасность движения», - пояснил Валерий Богомолов.

В сообщении СП отмечается, что в «Автодоре» с выводами согласны. «Мы готовы совместно с Министерством транспорта и Счетной палатой вести работу по изменению методики расчета платы за проезд. Также Государственная компания полностью поддерживает необходимость повышения качества услуг и потребительских свойств и готова принять активное участие в разработке дополнительных требований к проектированию и строительству платных автомобильных дорог высших категорий», - сообщил присутствовавший на Коллегии первый заместитель председателя правления Госкомпании Сергей Перников.

Читайте также: Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за неоплату проезда по платным дорогам 

199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789
Почта: info@dorinfo.ru