Накануне, 12 ноября, состоялась презентация первой в России универсальной передвижной лаборатории непрерывной диагностики автомобильных дорог «Эскандор», которую создали по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ» для решения задач нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Об этом сообщает пресс-служба ФАУ «РОСДОРНИИ».
Инновационная лаборатория представляет собой комплекс измерительных систем, выполненный в виде автопоезда. Производством техники займется компания «Спецмаш-Диагностика» на заводе в Санкт-Петербурге.
«В отличие от других передвижных дорожных лабораторий, эта специализированная машина проводит экспресс-оценку дорожного покрытия в безостановочном режиме. Максимальная скорость, при которой возможно проведение обследований, до 80 км/час, то есть «Эскандор» будет двигаться со скоростью транспортного потока, ему не придется останавливаться и создавать помехи на дороге. Такой режим существенно повысит безопасность работ и полноту получаемых данных для комплексной оценки качества дорожного покрытия», - отметил генеральный директор РОСДОРНИИ Алексей Варятченко.
Производительность лаборатории составит в среднем 400 км в день, она сможет работать до 20 дней без выгрузки данных. Для управления машиной нужен водитель или два сменных водителя, данные будут считываться автоматически. Команда инженеров обслуживает лабораторию только на этапе предрейсовой подготовки и на этапе выгрузки данных.
«Эскандор» имеет систему измерения прочности дорожного полотна, которая способна оценить величину упругой осадки и форму чаши прогиба. Кроме этого, передвижная лаборатория сможет измерять продольную и поперечную ровность трасс с погрешностью не более 1 мм, оценивать сцепные свойства дороги и дефекты покрытия, а также при помощи датчиков, расположенных по низу машины, сможет измерить глубину и профиль колеи.
Также лаборатория имеет георадар - систему георадиолокационного зондирования «Терразонд», с помощью которой можно определить границы раздела конструктивных слоев дорожной одежды и ее обводнение. Система пространственного сканирования позволит создать цифровой двойник дорожной инфраструктуры - ее отображение в так называемом облаке точек. В результате обследования при помощи лазерного сканера будут определены размеры геометрических элементов дороги, которые позволят формировать цифровой паспорт дорожной инфраструктуры, строить 3D-модель и осуществлять проектные работы, например, по реконструкции, с использованием BIM технологий. В сообщении отмечается, что цифровой двойник дорожной инфраструктуры будет передаваться в режиме реального времени в Систему Контроля Дорожных Фондов (СКДФ) - это база данных обо всех дорогах РФ.
«На основе этой информации РОСДОРНИИ с применением технологий искусственного интеллекта будет рассчитывать интегральный индекс состояния дорожного покрытия. Это позволит своевременно и эффективно планировать средства на текущий и капитальный ремонт дорог», - подчеркнул Алексей Варятченко.
Он добавил, что для обследования всех дорог России, которые пригодны для проезда автопоезда длиной 11,5 км, понадобится около пяти таких автолабораторий: две для Центрального Федерального округа, остальные - для регионов. Исследования планируют проводить примерно один раз в четыре года. Первый «Эскандор» запустят в Южном федеральном округе уже весной 2021 года.
Технология искусственного интеллекта будет впервые в мире применена и в работе самой передвижной лаборатории. На основе полученных данных об уже просканированных дорогах лаборатория «Эскандор» будет самообучаться, чтобы самостоятельно оценивать незнакомую ей дорогу по качеству и анализировать характер дефектов.