Группа компаний «АВТОБАН» составила рейтинг самых дорогих мостов России на стадии реализации проекта: на этапах строительства, или на предстроительных этапах. Первое место рейтинга занял мост через Керченский пролив с финансированием в 228 млрд рублей, а пятое (последнее) - мост Благовещенск - Хэйхэ между Россией и Китаем стоимостью 13,6 млрд рублей.
Дороговизна Крымского моста объясняется не только протяженностью в 19 км, но и большим объемом предпроектных и проектных работ, крайне сложными гидрогеологическими и сейсмологическими условиями. Напомним, запустить движение легковых автомобилей планируется в мае 2018 года вместо декабря, а грузовых - в октябре 2018 года. Движение поездов по железнодорожному мосту начнется в декабре 2019 года.
Вторую строчку рейтинга занял мост через Обь в Сургутском районе ХМАО-Югре стоимостью 43 млрд рублей. Длина переправы составит 1,6 км, а вместе с подходами - 44 км. Сейчас ХМАО и ЯНАО связывает единственный старый мост, поэтому строительство новой переправы через Обь необходимо. В 2018 году планируется выбрать концессионера, власти Югры намерены получить средства системы «Платон» на этот объект.
На третьем месте рейтинга находятся 50-метровый мост через озеро Долгое и еще один мост длиной 2,5 км в составе Восточного выезда из Уфы в Республике Башкортостан. Вместе с тоннелем, участком дороги протяженностью 14 км и развязкой на трассе М-5 «Урал» этот проект стоит 34 млрд рублей. На сегодняшний день проектно-изыскательные работы по объекту близятся к завершению, сдать его в эксплуатацию планируется в 2022 году.
На 4-м месте - мост через реку Чусовая в Пермском крае стоимостью 14 млрд рублей. Это один из трех главных ГЧП-проектов страны. Планируется капитально отремонтировать старый мост, построить новый длиной 2 км и подъездные дороги к нему, а также 3 развязки.
Замыкает рейтинг мост между Благовещенском и Хэйхэ, строительство которого началось в декабре 2016 года. Протяженность объекта составит 1 км, вместе с развязками и подходами - почти 20 км. Россия инвестирует в проект 13,6 млрд рублей, еще 5,2 млрд рублей - инвестиции КНР. Открыть автомобильное движение планируется в 2020 году.
Несмотря на эти перечисленные крупные мостовые переходы Россия значительно отстает от экономически развитых стран в строительстве мостов, считают специалисты «Автобана». В частности, на территории немецкого Гамбурга более 2300 мостов, а в Берлине - 1662 моста. В российском Новосибирске, третьем по численности населения городе страны, всего 8 мостов, и только три из них автомобильные. Еще один пример США, здесь через 250 тысяч рек построено 600 тысяч мостов. А в России, где протекает 2,8 млн рек, есть только 72,5 тысяч мостов.