В четверг, 6 июля, в ходе форума «Транспортные системы России» представители федеральных и региональных органов власти совместно с бизнес-сообществом определили стратегические перспективы развития государственно-частного партнерства в дорожно-транспортной отрасли на ближайшие годы. Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора.
Специалисты Росавтодора рассказали о механизме трехстороннего финансирования инвестиционных дорожных проектов в регионах - за счет средств дорожных фондов субъектов, частного капитала и трансфертов из федерального бюджета. Так, в этом году Правительственная комиссия по транспорту приняла решение о выделении межбюджетных трансфертов первым трем ГЧП-проектам, находящимся в высокой степени готовности к реализации. В ближайшие годы средства направят на строительство обхода Хабаровска, моста через Чусовую с подходами в Пермском крае и четвертого моста через Обь в Новосибирске.
Следующими потенциальными претендентами на софинансирование из федерального бюджета называются строительство Восточного выезда из Уфы на трассу М-5 «Урал» (концессия уже подписана), дороги в районе города Мамадыш с мостом через Каму и обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны в Татарстане, участка проспекта Карла Маркса с реконструкцией магистрали «Центральная» в Самаре, а также обхода Тюмени.
В сообщении Росавтодора отмечается, что стимулом для появления дорожных инвестпроектов в регионах стала система «Платон», которая обеспечила поступление в дорожный фонд России за все время работы более 28 млрд рублей. Поступления позволили высвободить средства для софинансирования ГЧП-проектов. Борьба за федеральные гранты повысила активность регионов по подготовке новых проектов. Так, в прошлом году на этапе подготовки к конкурсным процедурам было порядка 20 проектов, в настоящий момент таковых уже 100.
Возможность предоставления трансфертов из госбюджета в крупные региональные проекты участники форума сравнили с механизмом так называемой инфраструктурной ипотеки. При этом наиболее перспективными для инвесторов называются проекты стоимостью от 5 до 30 млрд рублей.
«Именно поддержка ГЧП-проектов в не сырьевом сегменте является одной из наиболее привлекательных возможностей для инвестиций у негосударственных инвесторов (частные институциональные инвесторы и пенсионные фонды, страховые компании и т.д.). Приход новых инвесторов позволит уйти от существующей практики олигополии госбанков на этом рынке. Потенциальный совокупный объем доступных для привлечения в инфраструктурные проекты транспортного сектора частных инвестиций эксперты оценили в размере от 300 млрд до 1 трлн рублей», - отмечается в сообщении ФДА.
В качестве нового финансового инструменты для подготовки ГЧП-проектов на форуме презентовали схему займа региона под будущий налоговый прирост от реализации потенциального инвестпроекта («долг под прирост налогов»). Эта модель является более гибкой и эффективной с точки зрения бюджетного законодательства (в сравнении с классическим госдолгом). Также эта схема более привлекательна с точки зрения макроэкономических факторов. По данным ФДА, сейчас уже рассматриваются на государственном уровне варианты реализации пилотных проектов по такой схеме.
Помимо этого, участники форума отметили необходимость реформы ценообразования в дорожном строительстве (переход от устаревшего базисно-индексного метода), а также создание условий для стимулирования наращивания мощностей и компетенций дорожно-строительных предприятий.