Проектный офис Росавтодора начал разработку предложений для последующего формирования стратегии достижения нулевой смертности в ДТП в России. В основу стратегии заложат лучшие практики уже реализуемых аналогичных программ в странах Северной Америки и Европы, где смертность в авариях не превышает 50-60 человек на 1 млн населения. Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора.
Во вторник, 30 мая, в Росавтодоре состоялось мероприятие, на котором международные консалтинговые компании представили предложения по приоретизации методов повышения безопасности на дорогах на основании опыта США, Канады, Великобритании, Швеции, Италии, Испании, Малайзии, а также стран Восточной Европы. Иностранные наработки в дальнейшем пройдут межведомственную оценку федеральных министерств и ведомств в формате workshop с привлечением международных экспертов.
В сообщении ФДА отмечается, что национальные программы снижения аварийности на трассах реализуются на госуровне почти в каждой стране Евросоюза. Наиболее распространенной из них стала стратегия нулевой смертности в ДТП VisionZero. Анализ вложений в модернизацию дорожной инфраструктуры с начала 2000-х годов показал, что в европейских странах объем инвестиций по этой части почти в два раза большем, чем в России. В основе каждой программы в странах ЕС заложены точные расчеты ежегодного ущерба для ВВП государства от каждой смертельной аварии. Согласно этим данным, достижение нулевой смертности на дорогах способно экономить для бюджета страны около 1 млрд долларов в год.
Лучшие иностранные практики показывают, что для борьбы со смертностью на дорогах необходим всесторонний подход, в том числе, информирование населения (социальная реклама, специальные школьные и университетские программы, пропаганда использования шлемов для водителей мопедов, использования ремней безопасности для автомобилистов, недопустимость управления в алкогольном опьянении и проч.). Также необходимо законодательное регулирование по части ограничения допустимой нормы алкоголя в крови при управлении транспортным средством, утверждение оптимального скоростного режима в городах, ужесточение требований к техническому состоянию авто. Кроме того, должна меняться дорожная инфраструктура, в частности, речь идет о ликвидации опасных левых поворотов, создании «умных» перекрестков с управляемыми схемами движения и оповещением водителей о погоде. Каждая авария при этом должна детально анализироваться для выявления причин и статистических закономерностей, на основе чего в дальнейшем должны приниматься решения о принятии определенных мер. Еще одной значимой составляющей является повышение скорости реакции на ДТП экстренных служб.
По итогам анализа зарубежных практик специалисты ФДА пришли к выводу, что в России дорожники используют такой же инструментарий, как и в других странах, отличия заключаются в приоретизации распределения финансов, сроках утверждения инновационных технологий в нормативной базе, а также в методах контроля выполнения дорожных работ.
Так, в России в области строительного контроля дорожники концентрируют усилия на проверке качества работы, а в западных странах - независимые привлекаемые инженеры следят только за неукоснительным исполнением требований применения конкретной технологии и проектного решения. В России такой подход применили в качестве пилотного при строительстве Западного скоростного диаметра в Петербурге. Метод показал свою эффективность, но для широкого применения необходимы изменения в нормативной базе. Также на законодательном уровне необходимо единообразие и закрепление четких требований строительного контроля, которые сейчас в России могут отличаться в зависимости от объекта.
«На первом этапе перед нами стоит задача определить «истинный север» - главную цель и конкретные показатели, на достижение которых будут направлены все финансовые и технические ресурсы отрасли в ближайшие годы. Среди них, к примеру, минимизация аварий с участием пешеходов, снижение в разы количества аварий, в которых дорожные условия являются сопутствующим фактором. В дальнейшем будут рассчитываться конкретные меры исходя из сопоставления издержек и получаемых выгод в плане снижения аварийности», - рассказал глава Росавтодора Роман Старовойт.
Он также отметил, что в России с 2013 года отмечается снижение числа ДТП с пострадавшими на федеральных трассах на 4-5% благодаря реализации совместной программы дорожников и ГИБДД. Этот опыт также войдет в основу будущей стратегии. При этом лучшие методы борьбы с аварийностью (монтаж освещения, ограждения, строительство надземных переходов для пешеходов и проч.) планируется каталогизировать, рассчитать их эффективность для каждой трассы. Первыми субъектами, где опробуют новый подход для борьбы с тяжкими ДТП, могут стать города - участники Чемпионата мира по футболу 2018 года.