Крупные логистические компании и грузоперевозкичи, как можно было предположить, положительно оценили решение Правительства РФ об установлении в системе «Платон» тарифа в 1,91 рубля за километр вместо обещанного в 3,06 рубля. Однако эмоции оказались достаточно сдержанными, а новый тариф некоторые посчитали лишь «отсрочкой неизбежного». В очередной раз те, кто работает «по-белому», платит за проезд по федеральным дорогам, призвали ответственных чиновников к наведению порядка и созданию равных условий для всех участников рынка.
«Безусловно, перевозчики поддерживают данную инициативу, связанную с продлением льготного периода платы в рамках «Платона», - комментирует руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов. - Влияние после ввода данной системы в 2015 году на свой бизнес и на рынок в целом игроки ощущают до сих пор, поэтому резкое повышение тарифов могло бы негативно отразиться на рынке».
Мысль о том, что «скачок» тарифа с 1,53 рубля до 3,06 рубля отразился бы на рынке, поддерживает и начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР» Алексей Черкашин. «Затраты на систему «Платон», как часть транспортных расходов, включаются в стоимость продукции, - напоминает он. - Из этого следует, что повышение тарифа повлечет за собой увеличение себестоимости товаров. Следовательно, цены в магазинах тоже могут возрасти. К тому же, индексация тарифа увеличивает нагрузку на транспортные компании. Решение о частичном увеличении - положительный момент. Логистическим компаниям не придется вовлекать больше собственных средств, чем предполагалось изначально. Но, тем не менее, это всего лишь отсрочка неизбежного».
После разговора с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок 23 марта вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил журналистам, что решение об индексации тарифа «Платона» на 25% вместо запланированных 50% связано, прежде всего, с тем, что нужно «устранить недостатки» в самой системе и решить еще некоторые накопившиеся проблемы. После этого уже можно будет «переходить к повышенному уровню оплаты», сказал Дворкович (цитаты из стенограммы на сайте Правительства РФ – ред.).
Проблемы в первую очередь, как говорят сами перевозчики, возникают из-за того, что платят попросту не все. Не смотря на то, что «Платон» действительно позволил «обелить» часть рынка (как отмечают в Росавтодоре), «серых» перевозчиков еще очень много. «На сегодняшний день остро стоит проблема контроля за сбором средств в системе “Платон”, многие перевозчики уходят от оплаты и от штрафов. Поэтому нужно сначала наладить эффективный контроль за реализацией взимания платы, создать равные условия для всех участников рынка, - подчеркивает директор по операциям FM Logistic Александр Павлов. - Для повышения эффективности системы сбора необходимо внедрять комплексный контроль за деятельностью транспортных компаний - выводить “серый” сегмент в “белую” зону - сравнивать фактический объем бизнеса перевозчиков с объемом их оплаты в системе «Платон», с закупками топлива, запчастей и оплатой труда водителей, и, безусловно, с учетом географии их работы. Нужно жестко контролировать наличие и постоянную работоспособность транспондеров, каждый грузовик должен быть оснащен ими. Необходимо навести порядок в регистрации транспортных средств, добившись того, чтобы они были обязательно привязаны к какому-то юридическому лицу, а также ужесточить контроль за ликвидацией, слиянием, поглощением, а также “бросанием” юридических лиц в транспортной отрасли». По мнению Паавлова, полноценный эффективный контроль работы транспортных компаний будет возможен только с введением лицензирования транспортной и экспедиторской деятельности.
Есть в среде перевозчиков и те, кто отнесся к 25-процентному повышению тарифа с неприкрытым презрением. Например, в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) назвали такое решение не иначе как «подачкой». «Грузоперевозчиков не радует любое повышение тарифа. Мы считаем, что он и сейчас завышен. Если бы правительство добилось, чтобы все участники рынка платили в систему «Платон», то возможно, хватило бы и тарифа в размере одного рубля за километр пробега. На мой взгляд, повышение на 25% ляжет на плечи перевозчиков потому, что никто из грузоотправителей не будет его включать в тариф», - заявил президент СААП Вячеслав Трунаев.
На встрече с представителями бизнеса в Правительстве РФ 23 марта был поднят и вопрос о штрафах для тех, кто не вносит платежи в систему «Платон». Например, директор НП «Объединение добросовестных участников рынка перевозок “Эверест”» Павел Осеев предложил штрафы в системе «Платон» для тех, кто в ней не зарегистрирован, увеличить хотя бы до 50 тысяч. «5 тысяч и 10 тысяч при вторичном нарушении за сутки – люди готовы так платить, нежели регистрироваться и оплачивать систему», - сказал Осеев. К этой инициативе добросовестные перевозчики, которые вносят плату за проезд, отнеслись спокойно. «Для уважающих себя и соблюдающих правила участников рынка увеличение штрафов не станет проблемой», - заметил начальник отдела российского экспедирования логистической компании «ДАКСЕР» Алексей Черкашин.