Конституционный суд РФ признал «Платон» законным, но запретил оператору самостоятельно повышать плату

Конституционный суд РФ проверил систему «Платон» на соответствие Конституции России.

Поделиться:

Конституционный суд РФ во вторник, 31 мая, провозгласил постановление по делу о проверке нормативных актов о взимании платы за проезд по федеральным трассам с грузовиков массой свыше 12 тонн на соответствие Конституции РФ. Суд пришел к выводу, что система законна, но указал, что оператор не вправе самостоятельно повышать размер платы. Об этом говорится в материалах дела на сайте суда.

Ранее группа депутатов Госдумы РФ обратилась в КС РФ с вопросом о конституционности документов по взиманию платы за проезд с 12-тонников. Заявители полагают, что плата «не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности» и является налогом, и как следствие должна была устанавливаться федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ. Аналогичную претензию заявители выдвинули и к установлению штрафов за нарушения оплаты проезда по федеральным трассам. Депутаты посчитали, что взимание платы основано не на законе, а на акте исполнительной власти, а штрафы препятствуют свободному товарообороту в стране.

Рассмотрев дело, КС указал, что плата в системе «Платон» не является налогом, двойного обложения не усмотрено. Исходя из того, что работы на федеральных трассах финансируются за счет государства, а большегрузы ускоряют износ полотна, суд не исключает возможность дополнительной финансовой нагрузки на перевозчиков.

Вместе с тем, Конституционный суд указал Правительству РФ и федеральному законодателю на «недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами (пусть даже и разной природы)».

По решению суда, «недопустимо повышение установленного Правительством РФ размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов».

Суд также решил, что предписания, которые наделяют оператора «Платона» нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки технической и организационной стороны системы взимания платы, противоречат Конституции РФ. Поэтому Кабмин РФ обязан внести поправки в правовые акты. Кроме того, суд указал, что оператор не имеет права применять к плательщикам «какие-либо меры принудительного характера».

В материалах дела отмечается, что перевозчика не могут оштрафовать за нарушения оплаты проезда при отсутствии вины владельца 12-тонника, например, из-за дорожной обстановки, состояния инфраструктуры и проч.

«Принятое Конституционным Судом Постановление о проверке положений нормативных актов Российской Федерации, регулирующих плату с большегрузных автомобилей, является обязательным для всех органов власти, граждан и их объединений», - заключается в сообщении Конституционного суда РФ.

Добавим, система взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» функционирует в России с середины ноября 2015 года и распространяется на грузовики массой свыше 12 тонн. Тариф в настоящий момент составляет 1,53 рубля за 1 км пути. Ранее дальнобойщики неоднократно высказывали свое несогласие с вводом платы, устраивая акции протеста в разных городах и на автодорогах страны.

Отметим, средства, собираемые в счет возмещения вреда автодорогам, поступают в федеральный дорожный фонд. В настоящий момент принято решение о распределении первых собранных денег (почти 11 млрд рублей) на неотложный ремонт дорог в субъектах страны.

199034, Россия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, лн. 13-Я В.О., д. 6-8 литера А пом. 21-Н
Телефон: +7 (812) 6486789
Почта: info@dorinfo.ru