С февраля 2016 года Росавтодор начал публиковать «черный список» тех, кто ездит по федеральным трассам с превышением допустимых весогабаритных параметров. Пока что в нем публикуются нарушители, «пойманные» с перегрузом неоднократно. В списке указывается сумма штрафов, размер перегруза, место, где зафиксировано нарушение, а также публикуется фотография транспортного средства.
Портал «ДорИнфо» обратился к представителям отрасли грузоперевозок, чтобы узнать их мнение по поводу эффективности и необходимости такого «анти-рейтинга» перевозчиков.
«Крупные игроки рынка достаточно строго контролируют распределение нагрузки по осям и, соответственно, общий уровень загрузки своих автомобилей. Однако, если проблема с перегрузами настолько существенна, то, безусловно, ее необходимо каким-то образом решать, так как разрушение дорог сказывается и на автолюбителях, и на перевозчиках», - прокомментировал руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК» Игорь Алексашов.
Он также отметил, что пока сложно определить эффективность «черного списка», и что необходимы дополнительные практические решения проблемы перегруза на дорогах России. В качестве примера Алексашов привел опыт соседнего государства.
«Сейчас сложно предположить, насколько кардинально данный рейтинг изменит ситуацию с перегрузами. Хотелось бы дополнительных практических решений. В Казахстане, например, существует очень результативная практика контроля над перегрузами: на выезде из городов размещены коммерческие весы, с помощью которых водители проверяют массу нагруженных машин. Это помогает перевозчикам самостоятельно проверять автомобили на перегруз и избегать штрафов. На наш взгляд, широкое применение таких коммерческих весов на российских дорогах будет способствовать снижению нарушений», - отметил представитель «ПЭК».
Еще один представитель отрасли обратил внимание на необходимость создания максимально прозрачной системы контроля и наказаний за нарушения по части перегруза.
«Грузоотправители в стремлении к сокращению стоимости доставки хотят максимально загрузить машину. Перевозчики же в свою очередь из-за боязни потерять контракт идут на это, что в итоге приводит к ускоренному износу транспортных средств и дорог, по которым движется этот транспорт. Однако наша компания работает строго в рамках правого поля и следит за соблюдением норм», - рассказал порталу «ДорИнфо» операционный руководитель транспортного отдела FM Logistic Александр Дьяконов.
По его мнению, существующая реальность по части перегруза в России сама подталкивает водителя «договориться» с представителем надзорного ведомства на месте из-за того, что автомобиль могут остановить и отправить на штрафстоянку. Дьяконов предлагает создавать систему весового контроля аналогичную тем, которые действуют при прохождении техосмотра.
«Хотелось бы обратить внимание на необходимость создания максимально прозрачной системы контроля и наказания за нарушения. Текущая система мотивирует водителя “договориться” с контролером на месте, так как сейчас могут остановить машину и отправить на стоянку до уплаты штрафа. Необходимо создать систему контроля и штрафов как на пунктах техосмотра: ТС въезжает на весы, это фиксируется камерой видеофиксации, и, если есть перегруз, штраф отправляется по почте владельцу машины», - отметил Дьяконов.
За организацию надлежащего контроля за перегрузками высказался еще один представитель отрасли грузоперевозок. «Подобные меры (публикация списка нарушителей – ред.) будут эффективными, если наладят надлежащий весовой контроль, и взимание штрафов в отношении транспортных компаний за нарушения требований по нагрузкам на оси станет обязательным. Владельцам ТС, скорее всего, придется оснастить автомобили датчиками, определяющими перегрузку на оси во время погрузки авто. Сигнал с датчиков передается в кабину водителя, а он уже в свою очередь благодаря полученной информации может скорректировать работу грузчиков», - поделился своим мнением с «ДорИнфо» начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD в России Сергей Власов.
Добавим, накануне проблемы весового контроля и пути их решения обсуждались в Новосибирске. Представители ассоциации сибирских перевозчиков предлагают, в частности, расширить сеть весового контроля на трассах России, соотнести даты «весенней просушки» с реальными погодными условиями, ввести единый сертификат взвешивания, организовать специальные штрафстоянки для транспорта, задержанного из-за перегруза.