Федеральное дорожное агентство исключает возможность двойной оплаты за проезд по существующим платным участкам федеральных трасс и двойные сборы для иностранных грузоперевозчиков, а также разъясняет порядок распределения транспортного налога с автомобилистов.
С 15 ноября 2015 года на федеральной дорожной сети Российской Федерации (48 000 км федеральных трасс), функционирует система взимания платы с автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн «Платон». В проекте прошли регистрацию уже более 600 000 транспортных средств - 60% автомобилей массой выше 12 тонн, работающих на территории РФ. Федеральное дорожное агентство акцентирует внимание грузоперевозчиков, что система «Платон» не будет дублировать иные транспортные налоговые сборы.
Дублирующие платежи исключены
В соответствии со статьей 31.1 Закона об автомобильных дорогах плата в счет возмещения вреда не взимается на платных автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (к ним относятся платные участки федеральных трасс, находящиеся в ведении Государственной компании «Автодор»: М-1 «Беларусь» - Обход г. Одинцово Московская область, М-4 «Дон» - Московская область (км 48 – км 71), Обход г. Богородицка (км 225– км 260), Обход г. Ефремова (км 287-км 321), Обход г. Ельца и села Яркино (км 330-км 414), Обход г. Задонска - села Хлевного (км 414-км 464), Обход г. Воронежа (км 492 – км 517), км 544 – км 633 (Воронежская область), М-11 «Москва – Санкт-Петербург» - Обход г. Вышнего Волочка (км 258 – км 334), ЦКАД).
Кроме этого, транспортные средства массой выше 12 тонн, принадлежащие иностранным перевозчикам, в целях исключения дублирования платежей с 15 ноября 2015 г. освобождаются от ранее действовавшего сбора, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1007 «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации». Однако с 15 ноября на них распространяется действие системы взимания платы «Платон», что не вызывает у них вопросов, так как иностранные грузоперевозчики привыкли к аналогичным системам на территории своих стран.
Куда идет транспортный налог
Транспортный налог для всех видов транспортных средств, действующий на территории Российской Федерации, относится к региональным налогам, поэтому величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ.
Денежные средства, поступающие от налогоплательщиков в виде транспортного налога, аккумулируются в региональных дорожных фондах (а не в федеральном бюджете), и их распределение находится в компетенции региональной власти. Таким образом, именно местные органы власти решают, в какие сферы деятельности региона в первую очередь направлять эти деньги.
Величина налоговой ставки по транспортному налогу почти одинакова для основных видов транспортных средств, в то время как объем причиняемого федеральным дорогам ущерба ТС массой выше 12 тонн в десятки тысяч раз выше, чем от воздействия легковых автомобилей. Например, согласно главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации в 2015 году ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. составляет 5 руб., для грузовых автомобилей с такой же мощностью тоже 5 руб.; для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 7,5 руб., тогда как для грузовых автомобилей с такой же мощностью – 6,5 руб. Это при том, что нагрузка на дороги под воздействием грузового транспорта повышается в разы, а от «12-тонников» - в десятки тысяч раз.
Таким образом, в современной России сохраняется ситуация, когда владельцы легковых автомобилей фактически оплачивают вред, причиняемый дорогам большегрузным транспортом и теми, кто зарабатывает на перевозках.
Топливные акцизы одинаковы, а ущерб разный
Расход топлива и, соответственно, налог, включенный в его цену, различаются для грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой выше 12 т и легкового автомобиля не более чем в 4-5 раз. Однако ущерб от проезда одного «12-тонника» эквивалентен ущербу, наносимому проездом 40-50 тыс. легковых автомобилей. С точки зрения собственника легкового автомобиля несправедливо, что он, не причиняя дорожному полотну сверхнормативного вреда, платит одинаковый с автомобилем массой выше 12 тонн акциз. К этому можно добавить тот факт, что 56% причиняемого федеральным трассам вреда наносят 5% ТС массой выше 12 тонн, а не оставшиеся 95% транспортных