Раннее утро – лучшее время для начала путешествия. Особенно в том случае, когда путь ваш начинается в рабочий день и пролегает через мегаполис с его пробками и светофорами. Упустив правильный момент, можно потратить на выезд из города время, достаточное для преодоления половины запланированного дневного маршрута.
Ранним утром среды, 16 сентября из центра Санкт-Петербурга стартовала первая осенняя экспедиция автопробега ДорИнфо «Атлас федеральных дорог России». В планах – выяснить, как федеральные дороги перенесли летний сезон эксплуатации, рассказать о реконструированных и вновь построенных участках, мостах и путепроводах. В фокусе внимания сразу несколько важнейших для нашей страны магистралей, связывающих промышленные центры Урала с Северо-Западом и центром России, а также дороги, ведущие на север, и трасса, соединяющая столицу страны с Белоруссией и Прибалтикой.
Петербург провожал наш автопробег достаточно традиционной для этого города погодой – низкие тучи нависли над свинцовой Невой, а ветер заставлял открывать двери автомобиля со всем возможным вниманием. Первым пунктом маршрута в навигатор забиваем Вологду и выруливаем из узких дворов Васильевского острова. Автопробег начался.
Несмотря на раннее утро, потолкаться на светофорах все же пришлось. Но вот Дворцовая набережная, Летний сад и Смольный позади и развязка с Кольцевой дорогой становится для нас настоящей границей города, хотя формально Ленинградская область начинается чуть дальше КАД. Впереди 122-километровый участок федеральной трассы Р-21 “Кола”. Непосредственно за Петербургом движение по этой дороге весьма интенсивное даже утром. В сторону города так и вовсе стоит ранняя пробка из тех, кто добирается до работы из области. Но уже через 30 километров дорога становится почти свободной, разделенная отбойником четырехполоска сначала, в районе Синявино, становится просто односторонней дорогой, но потом, после опасного поворота в 90 градусов, становится уже двухполосной без разделителя с частыми знаками запрета обгона. Вкупе с активным движением в сторону Петербурга попутная фура здесь может стать серьезным препятствием, снизив вашу скорость до стандартных для тяжелых грузовиков 80-90 км/ч. А ехать здесь хочется куда быстрее, благо качество полотна и минимум населенных пунктов это позволяют. Если бы не ограничения скорости, то держать 150 км/ч на этой дороге можно было бы без особого риска.
Поворот на трассу А-114 “Вологда – Новая Ладога” расположен на трассе “Кола” сразу за недавно реконструированным мостом через Волхов. Неподалеку от моста расположился стихийный привал для путешественников. В наличии заправка и целая россыпь закусочных и магазинчиков в разномастных ларьках. Остановиться здесь стоит – до Вологды подобный придорожный сервис станет скорее исключением. Состояние А-114 приятно удивляет, лет пять назад люди опасались оставить подвеску на участках под Пикалево, однако сейчас здесь ровный асфальт и свежая разметка. Населенных пунктов и транспорта становится меньше, а средняя скорость незаметно растет. Притягивающий туристов-паломников Тихвин обходим по краю, город избавлен от транзитного транспорта объездной дорогой. Далее еще один обход, на этот раз Пикалёво. Городок стал знаменит как раз благодаря этой трассе. В свое время местные жители попросту перекрыли ее во время экономических протестов. Одним из итогов тех событий стал реконструированный участок трассы под Пикалево.
Граница Ленинградской и Вологодской области весьма заметна. Меняется не только субъект федерации, но и тип дороги. Если в Ленобласти полотно было практически идеально гладким, то в Вологодской асфальт явно уложен на плиты бетонки. Плюс один – щелчки резины на стыковочных швах не дадут вам заснуть на монотонной дороге. Впрочем, на скорость движения швы бетонки не влияют, да и кончается этот отрезок довольно скоро.
Приближение к Череповцу вы почувствуете задолго до появления на горизонте титанических строений металлургического комбината. О приближении к городу вас предупредит запах. Помогают закрытые окна и циклическая вентиляция салона. Заправки попадаются редко, однако все относятся к известным сетевым брендам, так что за качество топлива опасаться не приходится.
Внезапно наш экипаж был неприятно удивлен объездной Вологды – качество асфальта на этой дороге откровенно на три балла. Дополняется оно плотной вечерней пробкой из местного транспорта и целых караванов грузовиков. Постояв на обходе и проехав целый сектор всевозможных автосервисов, моек и магазинов, выезжаем на федеральную трассу М-8 “Холмогоры” в сторону Москвы. Здесь никаких неожиданностей до самого Ярославля – отличный асфальт, новая разметка и редкий попутный транспорт. Перед самим Ярославлем появляется освещение и разделительный отбойник. Миновав мост через Волгу и центр города, останавливаемся в забронированном заранее отеле. Короткий ужин, сон и новый старт. Впереди Кострома и трасса Р-243 на Киров. В добрый путь.