В третий день автопробега экипаж «ДорИнфо» предполагал преодолеть путь от Анапы до Севастополя. Однако остановились мы раньше - в Феодосии. По пути нужно было заехать в поселок Тамань для осмотра площадки строительства будущего Керченского моста, а также перебраться в Крым на пароме.
От Анапы до порта «Кавказ» нужно ехать по трассе А-290 «Новороссийск – Керчь». Перед населенным пунктом Нижняя Гастагайка пришлось постоять на железнодорожном переезде, который во время нашего движения был закрыт, к счастью, недолго. От Анапы дорога трехполосная с отличным покрытием и разметкой. Попадаются отдельные участки с «заплатками» и трещинами. Периодически дорога становится двухполосной, движение на трассе интенсивное. Вдоль дороги идут поля с овощами, подсолнухами, бахчи и виноградники. Тут же продаются эти дары кубанской земли и, как выяснилось, очень недорого. Например, пакет винограда (хорошего, вкусного и крупного) обошелся в 55 рублей, а полтора килограмма помидоров - в 45 рублей.
У населенного пункта Сенной мы свернули с трассы налево, в сторону поселка Тамань. До него добирались по местной дороге, двухполосной и не очень хорошей - с ямами, выбоинами и трещинами. В Тамани нам удалось увидеть, как в Керченском проливе идет строительство временного моста для сооружения будущей переправы через Керченский пролив, но об этом мы расскажем отдельно.
После осмотра территории будущего моста мы отправились дальше в сторону Керченской паромной переправы. На трассу А-290 мы вернулись в районе 108-го км. Дорога здесь идет хорошая, двухполосная с различимой разметкой. Вдоль трассы активно развита торговля, есть кафе, а заправок немного. На отдельных участках виднеется Керченский пролив. К порту «Кавказ» ведут указатели, поэтому заблудиться здесь сложно.
Керченская паромная переправа
Еще во время движения по трассе М-4 «Дон» мы слышали по радио тревожные сообщения об очередях на паромы, пробках на накопительных площадках и т.п. Нам же повезло - переправа работала в штатном режиме, очередей не было.
Доехав до порта «Кавказ», сначала нужно посетить накопительную площадку «Кавказ-3». Перед поворотом к ней стоит электронный щит, который предупреждает, что без билета дальше ехать нельзя, а билет нужно купить как раз здесь.
Накопитель большой, а к нашему приезду он был почти пустым (мы подъехали около 18:00). На въезде ответственный сотрудник ООО «Морская дирекция» рассказал, куда двигаться дальше. Затем нам выдали талон и отправили в кассу. В кассе очередей не было, два пассажирских билета и один автомобильный обошлись в 2 тыс. 12 рублей.
После приобретения билета нужно подождать, когда скажут, что можно двигаться дальше - на погрузку на паром. Нам сказали об этом довольно скоро, и дальше мы поехали непосредственно туда. Добавим, что по дороге к Морскому вокзалу есть табличка «Морской вокзал», но нет обозначения, что именно туда нужно для погрузки на паром. Именно поэтому мы проехали и завернули на грузовой распределитель. Там нас сориентировали и развернули. Погрузки на накопителе около Морского вокзала ждать пришлось недолго.
Вид с палубы, конечно, замечательный - пролив, чайки, закат, вдалеке Крым. Переправиться с одного берега пролива на другой недолго, но наш паром, почему-то около 20 минут стоял посреди пролива. Пожалуй, это единственная пока что вынужденная остановка в пути, которая пришлась по душе. Когда еще можно полюбоваться на два берега Керченского пролива в закатных лучах солнца. Но вот паром тронулся и благополучно добрался до берега Крыма. Выехали на берег быстро. В целом на всю переправу - приобретение билета, перемещение между накопителями, ожидание погрузки, движение по проливу, стоянку в проливе и выгрузку - потратили два часа.
От Керчи до Феодосии
От порта «Кавказ» ведет дорога в Керчь. Дорога двухполосная с трещинами и заплатками. От Керчи начинается трассе Е-97 «Херсон - Феодосия – Керчь», по которой мы и начали свой путь по республике Крым. Что сказать, дорога идет двухполосная, неважного качества, с участками ремонта, из-за которых закрыты полосы и скапливаются пробки. Кое-где перепутаны информационные знаки. Так, практически на выезде из Керчи щит проинформировал о том, что до Феодосии осталось ехать 80 км, а спустя пару километров на указателе сообщалось, что до Феодосии еще 90 км. Есть уже и новые отрезки, отличного качества, но пока что без разметки. Из-за ремонта недалеко от Керчи закрыта одна полоса на двухполосоной трассе, поэтому весь поток по реверсивной схеме едет по одной полосе. Все бы ничего, но этот участок растянулся на четыре километра, и с обеих сторон от него образовались пробки, в которых какое-то время пришлось постоять.
Покрытие на дороге (не на обновленных участках) совсем неважное - с ямами, трещинами, выбоинами. Местами чуть лучше, но незначительно. Мы оценивали покрытие преимущественно от трех до четырех баллов по шестибалльной шкале, и до пяти баллов на новых участках (таковых немного). Придорожной инфраструктуры немного. Например, совсем мало было заправок на маршруте «Керчь – Феодосия», встретилась пара кафе, продуктовый магазин, который был закрыт. Въезд в Феодосию «расцвечен» многочисленными объявлениями об аренде жилья. Что ж после житницы здравница встретила нас вполне по-доброму.