Компенсации выпадающих из-за снижения акцизов на топливо доходов дорожных фондов получат все субъекты РФ, кроме республики Крым и Севастополя. В них дорфонды еще не созданы.
Из-за так называемого «налогового маневра» в 2014 году дорожные фонды в 2015-2017 годы могли не досчитаться более 550 млрд. рублей, сообщили в пресс-службе Росавтодора.
Дело в том, что в 2014 году для дополнительного стимулирования нефтяной отрасли был принят ряд законодательных решений, которые условно названы «налоговым маневром». В результате чего, ставки акциза существенно снизились. Например, ставки акциза на 2015 год на бензин класса 5 были снижены с 7 750 руб. за 1 тонну топлива до 4 200 рублей. Это привело бы к выпадению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, подлежащих направлению в дорожные фонды, за 2015-2017 годы более чем на 550 млрд. рублей.
На заседании президиума Госсовета Российской Федерации 8 октября 2014 года президент Владимир Путин поручил компенсировать эти выпадающие доходы дорожных фондов.
Как сообщили в пресс-службе Росавтодора, для этого был принят и реализован в законодательстве ряд компенсирующих мер. Среди них:
- приняты поправки к Налоговому кодексу РФ, в которых ставки акциза на нефтепродукты увеличены относительно вышеуказанных ранее предложенных размеров на 1 рубль за литр. Например, в пересчете на 1 тонну бензина класса 5 ставка утверждена на 2015 год в размере 5 530 рублей вместо предлагавшихся ранее 4 200 рублей (практически на одну треть). Это позволяет компенсировать бюджетам субъектов в 2015-2017 годах почти 185 млрд. рублей;
- приняты поправки к Бюджетному кодексу РФ, предусматривающие направление в бюджеты субъектов налоговых доходов от акцизов на нефтепродукты в полном объеме, включая ранее поступавшие в Федеральный дорожный фонд 28% акцизов. Это позволяет компенсировать бюджетам субъектов РФ в 2015-2017 годах более 320 млрд. рублей;
- в составе базового объема Федерального дорожного фонда предусмотрено предоставление субъектам РФ иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в размере 8% этого базового объема. В федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов объем этих трансфертов на трехлетний период принят в размере 74,7 млрд. рублей;
- в федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства на трехлетний период в объеме 233,4 млрд. рублей.
Таким образом, подчеркнули в Федеральном дорожном агентстве, предусмотренные законодательством компенсирующие меры превышают выпадающий объем доходов субъектов Российской Федерации.
Так выглядят сроки получения вышеуказанных средств:
- в части акцизов на нефтепродукты средства направляются в субъекты Российской Федерации Федеральным казначейством по мере сбора этого налога по своему графику;
- в части межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности – после утверждения Правил предоставления этих трансфертов и поступления заявки от субъекта Российской Федерации с графиком выплат. Эти правила пока находятся на утверждении в Правительстве Российской Федерации;
- в части межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства – после утверждения Правил предоставления этих трансфертов Правительством РФ и заключения соглашений о предоставлении трансфертов с субъектами. Указанные правила одобрены на заседании Правительства РФ 22 января 2015 года.
Все вышеперечисленные виды средств в 2015 году будут распределены пропорционально нормативам распределения акцизов на нефтепродукты, утвержденным Федеральным законом о федеральном бюджете. То есть получат их все субъекты Российской Федерации, кроме Крыма и Севастополя, в которых еще не образованы дорожные фонды.