Центр развития государственно-частного партнерства составил рейтинг регионов по их готовности к реализации ГЧП-проектов, сообщает РБК daily. Лидирующее место занял Санкт-Петербург. По мнению экспертов этому способствовало устойчивое экономическое положение города, в частности высокий кредитный рейтинг.
Регионы оценивались по широкому ряду критериев: учитывалась развитость законодательства (наличие в субъектах законодательной базы о ГЧП), имеющийся опыт реализации таких проектов, инвестиционная привлекательность, наличие в региональном бюджете строки, относящейся к финансированию ГЧП-проектов, а также наличие инвестмеморандума и плана развития государственно-частного партнерства.
Результаты рейтинга могут удивить. Например, Калужская область — признанный лидер по привлечению прямых инвестиций — оказалась на девятом месте. Такая позиция объясняется недостаточной практикой применения моделей ГЧП. В соответствии с региональным законом инфраструктурные проекты в Калуге ограничиваются концессионными соглашениями. Москва в первую десятку рейтинга не вошла, заняв 13 место. В первую пятерку попали республика Татарстан, Воронежская Ярославская и Тульская области. «Тула, среди прочей активной деятельности по созданию инфраструктуры взаимодействия с инвесторами, выделяется принятием самостоятельного документа по планированию деятельности региона для развития ГЧП. Воронежская область оказалась вверху во многом благодаря наличию высокого кредитного рейтинга в сочетании с опытом реализации нескольких проектов ГЧП», — объясняют эксперты центра.
В целом эксперты считают, что государственно-частное партнерство в России развито слабо. Крупные проекты связаны в основном со строительством платных дорог. В большинстве регионов проекты ГЧП реализовать и не пытались.
Рейтинг должен стать независимым критерием для оценки инвестпривлекательности публичной инфраструктуры в регионах. В будущем материалы исследований будут переведены, чтобы с ними могли ознакомиться представители зарубежных инвестиционных фондов. По мнению составителей рейтинга это позволит активнее привлекать зарубежный капитал в российскую инфраструктуру.
Напомним, что в Санкт-Петербурге реализуется ряд крупных проектов, основанных на ГЧП. Одним из самых существенных для экономики города можно считать строительство Западного скоростного диаметра. Весной будут объявлен концессионный конкурс на строительство участка скоростной платной автодороги М-11 Москва - Санкт-Петербург.